Темперамент по Стреляу: тест и описание методики

У разных психологов разные взгляды на темперамент и его составляющие. Одна из самых известных классификаций – 4 типа по Гиппократу. Также распространена методика польского психолога Яна Стреляу. У него принципиально иной подход к этому вопросу – он разработал концепцию, известную как регулятивная теория темперамента. Суть теории Стреляу сводится к следующему: темперамент зависит от свойств нервной системы (и эндокринных механизмов) и определяется способностью к адаптации к жизненным условиям. Предлагаем подробнее разобраться в методике Стреляу и пройти соответствующий тест на темперамент.


Немного о методике Стреляу и составляющих темперамента

Основой для теории Яна Стреляу (Jan Strelau) стали исследования канадского физиолога и нейропсихолога Дональда Хебба и работы физиолога И.П. Павлова. Поэтому в зарубежной литературе этот тест более известен как Pavlovian Temperament Survey (PTS) – Павловский опросник темперамента.

Стреляу экспериментировал с условными и безусловными раздражителями. С помощью группы испытуемых, просматривающих видеоролики, и данных энцефалограммы он доказал, что определение характеристик нервной системы зависит от вида раздражителя. Согласно исследованиям психолога, темперамент представляет собой сочетание стабильных свойств, которые зависят от врожденных особенностей нервной и эндокринной систем, то есть обусловлены биологическими факторами. Система диагностики Я. Стреляу базируется на нескольких процессах нервной деятельности:

  • Темперамент по Стреляу - описание методикиУровень механизмов возбуждения
    От этого показателя зависит, сможет ли личность выдержать долгое и повторяющееся воздействие и демонстрировать адекватную реакцию. Определяет способность нервной системы к эффективной деятельности в случаях, требующих активных ответных действий.
  • Уровень механизмов торможения
    Выявляет способность противостоять нежелательным импульсам в ситуациях, когда активность лучше не проявлять.
  • Уровень подвижности нервных процессов
    Возможность личности оперативно переключаться между возбуждающими и тормозными раздражителями. Отвечает за умение быстро перестраиваться в нестандартных ситуациях и желание работать с чем-то новым.
  • Уравновешенность по силе возбуждения и торможения
    Дополнительный параметр, устанавливающий «сбалансированность» темперамента или наличие перекоса в сторону возбуждения или торможения.

Особенности темперамента по Стреляу

В соответствии с теорией польского психолога, темперамент характеризуется фундаментальными свойствами, определяющими энергетику поведения: реактивностью (силой ответных реакций, выносливостью и чувствительностью) и активностью.

  • От силы реактивности зависит выраженность реакции на раздражитель, она влияет на работоспособность и эмоциональную чувствительность.
  • Уровень активности выражается в разнообразии, интенсивности и количестве производимых действий.

Два этих качества обратно пропорциональны друг другу: чем ярче выражена реактивность, тем слабее активность, и наоборот.

Пройти тест Стреляу на темпераментПо Стреляу особенности темперамента раскрываются в различных реакциях – эмоциональных, интеллектуальных и пр. Темперамент влияет на взаимодействие между человеком и окружающей средой и потому играет большую роль в обучении и работе. У лиц с высокой и низкой реактивностью организация деятельности различается, при этом люди обоих типов способны успешно справляться с задачами. Например, более реактивный человек обладает худшей работоспособностью, а сильная нервная система покажет более низкую реакцию на некий стимул, чем слабая, для которой сила процесса возбуждения будет мощнее.

Отметим и некоторые другие особенности теории темперамента по Яну Стреляу:

  • Темпераментом наделены не только люди, но и млекопитающие.
  • Различия в интенсивности (силе) и времени (быстроте) поведенческих характеристик стабильны и индивидуальны.
  • Темперамент сформировался в результате биологической эволюции и зависит только от генетической лотереи. Иными словами темперамент – врожденная черта личности. Тем не менее он может корректироваться в процессе взросления человека, в результате влияния социальной среды и других внешних факторов.
  • От различия в процессах нервной системы зависит наше восприятие и поведение.

Тест на темперамент по Яну Стреляу

Тест определяет четыре параметра: степень процессов возбуждения и торможения, уровень подвижности нервных процессов и уравновешенность личности по силе возбуждения и торможения.

Опросник Стреляу состоит из 136 вопросов, на русский язык адаптирован Н.Р. Даниловой и Ф.Г. Шмелевым.

Темперамент по Стреляу

Количество вопросов в тесте: 134
Вы ответили на 0% вопросов.

Относитесь ли вы к тем, кто легко завязывает знакомства с другими людьми?

Можете ли вы воздержаться от выполнения действия до того момента, когда будет дано соответствующее распоряжение?

Достаточен ли краткий отдых для того, чтобы прошло ваше утомление, вызванное работой?

Можете ли вы работать в неблагоприятных условиях?

Воздерживаетесь ли вы в споре от эмоциональных аргументов, не относящихся к делу?

Легко ли вам возвращаться к прежней работе после долгого перерыва (отпуска, каникул)?

Забываете ли вы о своем утомлении, когда поглощены работой?

Можете ли вы терпеливо ожидать момента завершения работы, которую вы поручили кому-либо?

Одинаково легко ли вы засыпаете, если ложитесь спать в разное время?

Умеете ли вы хранить секреты, если вас об этом просят?

Легко ли вам возобновить работу, которую вы не выполняли в течение нескольких недель или месяцев?

Умеете ли вы терпеливо объяснять?

Любите ли вы работу, требующую умственных усилий?

Испытываете ли вы сонливость и скуку при выполнении монотонной работы?

Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний?

Можете ли вы в случае необходимости воздержаться от демонстрации своего преимущества?

Ведете ли вы себя как обычно в присутствии незнакомых людей?

Легко ли вам сдержать злость или гнев?

Сохраняете ли вы присутствие духа в случае неудач?

Можете ли вы в случае необходимости приспособить свою манеру держаться к особенностям поведения других членов группы?

Охотно ли вы беретесь за выполнение ответственных функций?

Меняется ли ваше настроение под влиянием окружения?

Сохраняете ли вы веру в себя в трудные минуты?

Говорите ли вы так же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для вас важно?

Останетесь ли вы спокойным в случае неожиданных изменений в распорядке дня?

Быстро ли вы находите нужный ответ?

Можете ли вы оставаться спокойным в ожидании важного для себя решения (прием на работу / в учебное заведение, поездка за границу)?

Легко ли у вас проходят первые дни отпуска, каникул и т.п.?

Вы находчивы?

С легкостью ли вы приспосабливаете свою походку или то, как вы едите, к тому, кто это делает медленнее?

Быстро ли вы засыпаете, ложась отдыхать?

Охотно ли вы выступаете на собраниях, встречах, занятиях?

Легко ли у вас портится настроение?

Легко ли вам прервать работу, которой вы заняты?

Можете ли вы помолчать, чтобы не мешать другим?

Способны ли вы не «поддаваться на провокации»?

Легко ли вы срабатываетесь с другими людьми?

Всегда ли вы взвешиваете все за и против перед принятием важного решения?

Можете ли вы проследить от начала до конца ход рассуждений автора, читая какую-нибудь книгу?

Легко ли вам завязать разговор с попутчиками?

Можете ли вы сдерживаться от вступления в спор, если знаете, что это ни к чему не приведет?

Охотно ли вы беретесь за работу, требующую большой точности движений?

Можете ли вы изменить принятое решение, если мнение других не совпало с вашим?

Быстро ли вы привыкаете к новой организации труда?

Можете ли вы поработать ночью, если днем тоже работали?

Быстро ли вы читаете художественную литературу?

Быстро ли вы отказываетесь от своих планов из-за препятствий?

Можете ли вы держать себя в руках в тех ситуациях, которые этого требуют?

Легко ли вы просыпаетесь?

Можете ли вы сдержаться от немедленной импульсивной реакции?

Можете ли вы работать в условиях шума?

Можете ли вы в случае необходимости не говорить всей правды прямо в глаза?

Умеете ли вы сдерживать волнение перед экзаменом, разговором с начальством и т.п.?

Быстро ли вы привыкаете к новому окружению?

Любите ли вы разнообразие и частую смену обстановки?

Достаточно ли вам ночного сна для полного восстановления сил, если днем вы выполнили тяжелую работу?

Избегаете ли вы занятий, которые требуют выполнения разнообразных действий в течение короткого времени?

Правда ли, что вы самостоятельно справляетесь ли вы с большинством возникающих трудностей?

Ждете ли вы, пока другой выскажется, прежде чем начать говорить самому?

Вы хорошо плаваете. Бросились ли бы вы в воду, чтобы спасти утопающего?

Способны ли вы к напряженной работе?

Можете ли вы воздержаться от замечаний, если они неуместны?

Придаете ли вы значение постоянному рабочему месту, месту за столом, на лекциях и т.п.?

Легко ли вы переключаетесь с одной деятельности на другую?

Всегда ли вы тщательно взвешиваете все последствия перед тем, как решиться на что-то важное?

Легко ли вы преодолеваете препятствия?

Легко ли вам сдержаться, чтобы не поинтересоваться чужими делами, не заглянуть в чужие бумаги?

Скучно ли вам выполнять однообразные, стереотипные действия?

Легко ли вам придерживаться правил поведения в общественных местах?

Умеете ли вы воздерживаться во время разговора, выступления или ответа от ненужных движений, жестикуляции?

Любите ли вы оживленную обстановку вокруг себя?

Любите ли вы выполнять работу, требующую больших усилий?

В состоянии ли вы в течение длительного времени концентрировать внимание на выполняемой деятельности?

Любите ли вы работу, которая требует быстрых движений?

Владеете ли вы собой в трудные минуты жизни?

Сразу ли вы встаете после того, как проснетесь?

Можете ли вы, выполнив порученную вам работу, терпеливо ждать, когда свою часть работы окончат другие?

Действуете ли вы так же уверенно, как всегда, после того как увидели что-то неприятное (досадное, обидное)?

Быстро ли вы просматриваете ежедневную прессу?

Случается ли, что вы говорите так быстро, что вас трудно понять?

Можете ли вы нормально работать, даже если не выспались?

Можете ли вы работать длительное время без перерыва?

Можете ли вы работать, если у вас болит голова, зубы и т.п.?

Можете ли вы довести спокойно свою работу до конца, когда знаете, что друзья ждут вас или развлекаются?

Быстро ли вы отвечаете на неожиданные вопросы?

Быстро ли вы говорите?

Можете ли вы спокойно работать, если к вам должны прийти гости?

Легко ли вы меняете свою точку зрения под влиянием убедительных аргументов?

Терпеливы ли вы?

Можете ли вы приспособиться к темпу работы человека, который гораздо медлительнее вас?

Можете ли вы организовать свою работу так, чтобы в один и тот же период времени выполнить несколько совместимых друг с другом дел?

Меняется ли ваше мрачное настроение в веселой компании?

Можете ли вы без особого напряжения одновременно делать несколько дел?

Сохраняете ли вы присутствие духа, став свидетелем несчастного случая на улице?

Любите ли вы работу, выполнение которой требует большой точности движений?

Сохраняете ли вы присутствие духа, если страдает близкий вам человек?

Полагаетесь ли вы на себя в трудных ситуациях?

Чувствуете ли вы себя свободно в большой компании или среди незнакомых людей?

Можете ли вы сразу же прервать разговор, если этого требует ситуация (например, начало киносеанса, собрания, лекции)?

Легко ли вы приспосабливаетесь к тому, как работают другие?

Любите ли вы часто менять вид занятий?

Стремитесь ли вы взять инициативу в свои руки, если происходит что-то неожиданное?

Способны ли вы сдержаться от смеха в неподходящий момент?

Сразу ли вы полностью включаетесь в работу?

Выступаете ли ты против того, с чем не согласны?

Можете ли вы справиться с состоянием временной депрессии?

Засыпаете ли вы как обычно, если сильно утомлены умственной работой?

Можете ли вы долго ждать, не раздражаясь (например, в очереди)?

Воздерживаетесь ли вы от вмешательства, если знаете, что оно ни к чему не приведет?

Можете ли вы хладнокровно подыскивать аргументы в процессе бурного спора?

Сразу ли вы находите нужное решение при неожиданном изменении ситуации?

Можете ли вы не шуметь, если вас просят об этом?

Без особых ли уговоров вы соглашаетесь на то, чтобы подвергнуться неприятным медицинским процедурам?

Можете ли вы работать с большим напряжением сил, интенсивно?

Охотно ли вы меняете место отдыха, развлечений?

Трудно ли вам приспособиться к новому распорядку дня?

Спешите ли вы с помощью в случае неожиданных происшествий?

Сдерживаетесь ли вы от ненужных возгласов или жестов, наблюдая спортивные соревнования, выступления в цирке и т.п.?

Любите ли ты работу, где приходится разговаривать со многими людьми?

Контролируете ли вы выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и др.)?

Нравится ли вам работа, требующая активных физических упражнений?

Считаете ли вы себя отважным человеком?

Меняется ли у вас голос (трудно ли вам говорить) в необычной ситуации?

Умеете ли вы справиться с желанием все бросить в случае неудачи?

Можете ли вы в течение длительного времени сидеть (стоять) спокойно, если вас просят об этом?

В состоянии ли вы сдерживать смех, если знаете, что это может кого-то задеть?

Легко ли ваше грустное настроение сменяется радостным?

Трудно ли вас вывести из равновесия?

Легко ли вам соблюдать все принятые в вашем окружении условности?

Любите ли вы выступать публично?

Приступаете ли вы к работе сразу, без длительной подготовки?

Готовы ли вы спешить на помощь, подвергая риску собственную жизнь?

Энергичны ли ваши движения?

Охотно ли вы беретесь за ответственную работу?

Расшифровка результатов опросника

Описание 4 шкал теста представлено ниже под спойлерами.

Процессы возбуждения

Низкое количество баллов (меньше 25) означает заторможенную реакцию на возбуждение. Работоспособность и результативность труда у такой личности достаточно низкая, то же можно сказать о выносливости. Утомляемость, напротив, выше.

Высокое количество баллов (больше 49) характеризует индивидов с мощной реакцией на возбуждающий триггер. Они быстро втягиваются в любую деятельность, демонстрируют выносливость, достигают хороших результатов в работе. Степень утомляемости при этом невысокая.

Среднее число баллов (25-49) говорит о середине между полярными характеристиками.

[свернуть]
Процессы торможения

Сумма баллов ниже 21 говорит о слабости процессов торможения и аналогично слабом самоконтроле поведения. Эти субъекты снисходительны и нетребовательны к самим себе, их ответные реакции импульсивные и необдуманные. Реакция на раздражители запоздалая.

Высокие баллы (больше 43) укажет на развитые импульсы, отвечающие за торможение. Личность хладнокровна, бдительна, обладает высоким самоконтролем. Любые стимулы немедленно гасятся. Реакция на сенсорные сигналы быстрая.

Среднее число баллов (21-43) говорит о середине между полярными характеристиками.

[свернуть]
Подвижность нервных процессов

Низкий балл (меньше 24) набирают те, кому комфортнее действовать и работать по привычной схеме. Таких людей выбивают из колеи внезапные перемены в любой сфере, им крайне тяжело в нестабильной, регулярно меняющейся обстановке.

Чем выше цифра, тем легче происходит переключение нервных процессов из состояния торможения к возбуждения и в обратную сторону. Человек с высокими баллами (больше 49) отличается смелостью, способен быстро переключаться с одной активности на другую без потери эффективности.

[свернуть]
Уравновешенность личности

Чем ближе показатель к 100 (85–115 баллов), тем более личность уравновешена.

Показатели выше 115 указывают на то, что происходит перекос в сторону процессов возбуждения. В случае значительного превышения этого параметра для человека могут быть характерны следующие черты: чрезвычайная целеустремленность, хорошая адаптируемость, яркие, но недолгие переживания, эмоциональная лабильность.

Если результат ниже 85, можно говорить о том, что процессы торможения личности сильнее процессов возбуждения. Если сдвиг ярко выражен, скорее всего, для человека характерны неяркие эмоциональные реакции, ровное настроение, спокойное поведение (даже в экстремальных условиях), терпеливость, хладнокровие, реальная оценка собственных сил.

[свернуть]
Сравните результаты этого опросника с тестами на темперамент по Айзенку и по Белову (они основаны на подходе Гиппократа и опираются на 4 самых известных типа: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик).

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога

Получить подарок

Поделиться статьей:


Присоединяйтесь к нам:
и