ТРИЗ. Алгоритм решения изобретательских задач

Как работает ТРИЗ? Одним из хрестоматийных считается следующий пример, который продемонстрирует алгоритм решения изобретательских задач. Кто-то из школьного курса истории, кто-то из путешествий знает о бывшем некогда на египетском побережье Средиземного моря Александрийском маяке — одном из семи чудес света. Маяк разрушился, а имя строителя Состратоса и даже имя его отца Дексифона остались в веках, хотя — не должны были.


алгоритм решения изобретательских задачКогда маяк завершали, правитель приказал Состратосу высечь на вершине конструкции его — правителя — имя, иначе мастеру грозила смертная казнь. Архитектор-строитель понимал всю грандиозность сооружения и славу, которую оно принесет, потому хотел увековечить себя, а не ничтожного человека, игрой судьбы занесенного на престол.

Возникло чудовищное противоречие: напишешь свое имя — прославишься, но умрешь; напишешь правителя — останешься в безвестности, но живой. Состратос с блеском решает задачу, использовав, как сказали бы сейчас адепты ТРИЗа, «вещественно-полевые ресурсы». На каменной стене маяка он вытесал свое имя, но закрыл его слоем известняка, на котором написал имя правителя. Прошли годы, известняк как крайне слабая порода разрушился и развеялся, обнажив имя настоящего строителя и героя.

ТРИЗ как алгоритм поиска решений

Состратос был человеком если не гениальным, то исключительно одаренным. Ему удалось с легкостью решить исследовательскую задачу и преодолеть противоречие между тем, что есть, и тем, что требуется. А как действуют обычные люди в подобных ситуациях? В основном, используют метод проб и ошибок, или «метод тыка».

Использование ТРИЗ на примере изобретательских задачТРИЗ была задумана и до сих пор разрабатывается как универсальная общая программа поиска решений не «методом тыка», а с использованием алгоритма. Такой подход должен значительно ускорить и облегчить поиск решений и расширить круг людей, способных «снимать противоречия». Анализируя работы изобретателей, Г.С. Альтшуллер, создал первый алгоритм решения исследовательской задачи — АРИЗ-56, самый общий и самый простой. Впоследствии на его основе были созданы АРИЗ-59, 61, 64, 85В, а также множество других алгоритмов, специализированных под различные области знания.

Использование ТРИЗ и практика

В частности, АРИЗ-56 содержит три стадии решения задачианалитическую (выбор задачи, выявление противоречия и его причины), оперативную (исследование существующих приемов решения, поиски новых приемов в самой системе, в сопредельных или во внешней среде), синтетическую (введение изменений в систему, в методы ее использования, проверку универсальности найденного принципа и оценку изобретения).

Помимо алгоритма, Г.С. Альтшуллер на основе анализа 40 000 патентов выделил и обобщил 40 стандартных приемов решения изобретательских задач. Помимо собственной ценности этой работы, у них есть и еще одно достоинство: они существенно расширяют сферы использования ТРИЗ, делая алгоритм решения изобретательских задач поистине универсальным и всеобъемлющим. Так, приемы-операторы задают направление инженерной мысли, которое может оказаться достаточно сильным, чтобы устранить противоречие, или послужит «площадкой» для применения другого приема.

В качестве интересного примера решения изобретательских задач благодаря данным приемам приведем применение на практике приема «Обратить вред в пользу (усилить вредный фактор так, чтобы нейтрализовать его вредность)». В сильные морозы 40 приемов решения изобретательских задачсыпучие материалы смерзаются. Чтобы вернуть им «рабочее» состояние — т. е. сыпучесть, — материалы подвергают воздействию сверхнизких температур. Широко этот метод, естественно, не используется, однако в стратегически важных случаях его применяют.

«Принцип непрерывности полезного действия», «Принцип периодического действия», «Принцип динамичности», «Принцип наоборот» — названия технических приемов Г.С. Альтшуллера зачастую звучат как некие общефилософские правила, что почти сразу и было замечено. Приемы-операторы, работающие в технических системах, оказались применимы и к миру человеческому, духовному.

Нет возможности даже перечислить все отпочковавшиеся от ТРИЗа учения, но стоит упомянуть Теорию развития творческой личности (ТРТЛ), о которой мы поговорим далее.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *