Диагностика эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание – весьма неприятное состояние, которое может незаметно подкрасться, медленно нарастать и в результате подарить самую настоящую депрессию и/или наградить букетом неприятных соматических и психологических симптомов. Проблема диагностики эмоционального выгорания заключают в том что, симптомы этого состояния весьма расплывчаты и часто списываются на усталость, нехватку сна, отдыха и т.д. Некоторые же, напротив, стараются усмотреть выгорание там, где его нет, упуская из виду реальный источник проблем. Поэтому, проблема профессионального сгорания для вас актуальна, не отказывайтесь от помощи специалистов. Если эта мера кажется вам преждевременной, обратитесь к опросникам, Диагностика эмоционального выгораниякоторые могут использоваться в том числе для самодиагностики.

У нас представлены два самых известных теста для диагностики выгорания, которые вы можете пройти онлайн и абсолютно бесплатно. По прохождении опросников вы узнаете свой уровень эмоционального выгорания, причем с точки зрения разных методик (подробнее чуть ниже). Если этот уровень высок и вас действительно беспокоит ваше состояние, советуем не ждать, пока оно ухудшится, а уже сейчас начать борьбу с данным явлением – самостоятельно или с помощью специалистов. Самые распространенные способы избавления от синдрома эмоционального выгорания мы описываем в соответствующем материале.

Диагностика уровня эмоционального выгорания по В.В. Бойко


Один из самых известных опросников на данную тему – тест на эмоциональное выгорание В.В. Бойко, созданный в 1996 году. Эта методика подразумевает, что существует три стадии профессионального сгорания: напряжение, резистенция и истощение. Внутри каждой стадии (фазы) выделяется по 4 наиболее существенных и характерных симптома. Тест посчитает данные по каждому симптому и выведет выраженность той или иной фазы.

Опросник представлен в окне ниже. Он состоит из 84 вопросов, на которые предлагается ответить «Да» или «Нет». Обращаем ваше внимание, что под партнерами здесь понимаются не только собственно партнеры, но и клиенты и иные люди, с которыми вам приходится взаимодействовать в процессе работы.

Эмоциональное выгорание по Бойко

Количество вопросов в тесте: 84
Вы ответили на 0% вопросов.

Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности.

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее).

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров.

Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный.

Моя работа/учеба притупляет эмоции.

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни.

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний.

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения.

Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность.

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную.

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые.

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение.

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение.

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми.

Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной.

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.

Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

В общении я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».

Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе.

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

Я очень переживаю за свою работу/учебу.

Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством.

Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям.

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе.

Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих».

Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души.

Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

Успехи в работе/учебе вдохновляют меня.

Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

Я потерял покой из-за работы/учебы.

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции.

Я часто работаю через силу.

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь.

Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».

Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный.

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив.

Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы.

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился.

Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня.

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко.

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Моя карьера складывается удачно.

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой.

Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать.

Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе.

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство.

Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье.

Расшифровка теста на эмоциональное выгорание по Бойко

Симптомы

Всего в тесте анализируется 12 симптомов, каждый из которых может получить от 0 до 30 баллов:

  • 0-9 баллов — несложившийся симптом;
  • 10-15 баллов — складывающийся симптом;
  • 16-30 баллов — сложившийся симптом.

Соответственно, результаты теста представляют собой своеобразную карту эмоционального выгорания с обозначением выраженности той или иной проблемы. При этом особое внимание следует уделить симптомам, набравшим больше 20 баллов.

[свернуть]

Фазы

Показатели по фазам получаются путем сложения очков входящих в них 4 симптомов. Таким образом, каждая фаза может набрать от 0 до 120 баллов:

  • 0-36 баллов — фаза не сформирована (не выражена);
  • 37-60 баллов — фаза формируется (выраженность пока не слишком яркая, но уже ощутимая);
  • 61-120 баллов — фаза формирована (фаза выражена ярко).

Как правило, испытуемый набирает определенное количество баллов по каждой фазе. Это связано с тем, что обозначенные в ней симптомы являются наиболее типичными для той или иной стадии, но не уникальными. Иными словами, они могут появляться и в других фазах – это зависит от конкретной личности, особенностей ее характера и работы. Вместе с тем фаза, по которой получено наибольшее число очков, отражает текущий уровень эмоционального выгорания.

[свернуть]

Общий показатель

Если сложить сумму всех симптомов, мы получим общее значение по наличию или отсутствию эмоционального выгорания. Этот показатель может колебаться от 0 до 360 баллов. Соответственно, чем он выше, тем более выражено выгорание.

[свернуть]

Опросник эмоционального выгорания по методике Маслач

Еще одна известная методика по оценке эмоционального выгорания – опросник Маслач (или опросник Маслач и Джексон). Этот тест был создан в 1986 году, российская адаптация увидела свет в 2001-м благодаря работе Н.Е. Водопьяновой. Гиперкинез
Здесь диагностика уровня эмоционального выгорания идет не по стадиям, а по главным чертам данного синдрома: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений. Соответственно, такие же названия получили и три шкалы, по которым выводятся результаты. По ним и судят о наличии или отсутствии выгорания, а также о том, над какими его сторонами нужно работать в первую очередь.

Существует несколько вариантов данного теста для представителей разных профессий – сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, тех, кто работает в сфере продаж и т.д. На нашем сайте представлен универсальный общий вариант. Вам предлагается ответить на 22 вопроса, оценив, как часто в вашей личной или рабочей возникают те или иные ситуации.

Эмоциональное выгорание по Маслач

Количество вопросов в тесте: 22
Вы ответили на 0% вопросов.

В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

Во время работы я чувствую приятное оживление.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими подчиненными и коллегами.

Мне кажется, что я слишком много работаю.

Моя работа все больше меня разочаровывает.

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

Я уверен, что моя работа нужна людям.

Я чувствую угнетенность и апатию.

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

После работы я чувствую себя как «выжатый лимон»

Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

Расшифровка результатов по опроснику Маслач

Эмоциональное истощение

Эмоциональное истощение объединяет такие черты выгорания, как ощущение опустошенности, вялости, серости, бессмысленности и беспросветности жизни; отсутствие или значительное снижение положительных эмоций; чувство физической и психологической усталости и т.д. Результаты по этой шкале:

  • 0-15 баллов – низкий уровень;
  • 16-24 балла – средний уровень;
  • 25-54 баллов – высокий уровень.

[свернуть]

Деперсонализация

К деперсонализации относится безразличие к работе и ее результатам, а также безразличие к коллегам, партнерам, клиентам. Это ситуации, когда работа выполняется скорее на автомате, для галочки или лишь бы была бы сделана. Зачастую речь не идет об откровенной халтуре, но и личной вовлеченности человек не испытывает. Результаты по этой шкале:

  • 0-5 баллов – низкий уровень;
  • 6-10 баллов – средний уровень;
  • 11-30 баллов – высокий уровень.

[свернуть]

Редукция профессиональных достижений

Редукция профессиональных достижений – снижение мотивации к работе, негативная оценка своего труда в целом и его результатов в частности. Сюда также включает неудовлетворенность своими обязанностями; человек может считать, что он достоин лучшего места, чем текущее. Некоторые начинают сторониться своих обязанностей, перекладывать задачи на коллег и т.д. Результаты по этой шкале:

  • 0-11 баллов – низкий уровень;
  • 12-18 баллов – средний уровень;
  • 18-48 баллов – высокий уровень.

[свернуть]

В заключение хотим напомнить: если синдром эмоционального выгорания не будет вовремя пресечен, то его усиливающееся влияние способно значительно ухудшить качество жизни и привести к серьезным психологическим проблемам и соматическим заболеваниям. Поэтому, если для вас или ваших родных и близких данная проблема актуальна, не откладывайте ее решение в долгий ящик.

Experimental PsychicПрисоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте» и к каналу в ЯНДЕКС.ДЗЕНЕ!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *