Игра по Г.С.Альтшуллеру, или Процесс становления творческой личности

Говоря о теории развития творческий личности нельзя обойти такое понятие, как игра. Жизнь — игра. Если для подавляющего большинства это сравнение так и остается метафорой — непонятой и неопределенной, — то человек истинно творческий, посвятивший свою жизнь достойной цели, включается в нее сознательно, на правах активного игрока.

Игра творческой личности


Исследуя закономерности решения творческих задач и алгоритмы открытий, Г.С.Альтшуллер, отец теории решения изобретательских задач, Становление и развитие творческой личностине мог не обратить внимания на самих открывателей и изобретателей. Итогом стала теория развития творческой личности, а затем и книга «Как стать гением». В ней автор рассматривает жизнь человека-творца как Игру. К подобному сравнению его привели и собственные наблюдения, и высказывание Роберта Пири — первооткрывателя Северного полюса, назвавшего свою жизнь и движение к цели шахматной партией.

В Игре против творческого человека выступают другие люди, обстоятельства, уклад жизни, стандартное образование — практически все, что окружает его. Бывают в ней и помощники — учителя, родственники, коллеги, случай, однако они скорее из счастливых и редких случайностей.

Игра, по Альтшуллеру, состоит из нескольких условных этапов — дебюта, миттельшпиля, эндшпиля и постэндшпиля.

Дебют

Это период выбора Достойной цели. Обычно он приходится на детство и юность. Ребенок, чувствуя живой интерес к определенной области знаний, стремится к самореализации именно в ней, при этом его способы познания, образ жизни уже в столь раннем возрасте заметно отличаются от общепринятых. Вот тут и гибнет — в духовном смысле — большая часть личностей творческих. Внешняя среда — родители, школа, сверстники, обширный социум — настойчиво стремятся сделать ребенка «понятным», «нормальным», т.е. таким, как все.

Что может противопоставить юный человек воинственному стандарту? Самостоятельное чтение и самообразование против шаблонного мышления, спорт — против насилия и насмешек сверстников (кстати, крепкое здоровье в будущем очень пригодится исследователю, т.к. его ждет в прямом смысле тяжелая работа), чудо — против однообразной действительности. Чудом Г.С.Альтшуллер называет встречу с интересным человеком, фактом, книгой, явлением — всем, что сможет поразить ребенка, увлечь его без остатка какой-то идеей.

К примеру, для Н.К.Рериха чудом стало участие в раскопках, на которые его взял археолог Л.К.Ивановский, а для врача Г.А.Илизарова, автора известного ортопедического аппарата, — выздоровление после состояния, близкого к смерти.

Как только путь избран, мощнейшим инструментом в движении становится план, Этапы становления творческой личностибез которого, собственно, и невозможно достижение цели. Гербер Уэллс, служа помощником учителя, все свое время посвящал самообразованию. На стене он закрепил 2 листка, на одном из которых записывал расписание каждого дня, на другом — цели более масштабные — чего он должен достичь через год, два и т. д. На отдых будущий великий фантаст отводил в день 1 час 20 минут!

Дебют признается состоявшимся и выигранным, если юноша или девушка сумели выбрать цель, определить свою творческую задачу в ней и накопить достаточно фундаментальных знаний в избранной области.

Миттельшпиль

После удачного дебюта, первого этапа становления творческой личности, начинается второй — миттельшпиль — один из самых важных этапов. В течение его человек должен найти принцип решения творческой задачи и получить первые положительные результаты. Именно на этом этапе Игры творца поджидают главные испытания — нехватка времени и неумение его организовать, соблазн получения материальных благ и искушение славой, стремление социума приручить талант исследователя и заставить его работать на себя (выдвижение в руководители).

Развитие творческой личности в игреНа этапе миттельшпиля человек должен оказаться от всего, что пожирает его время, отвлекает от цели. Так, А.Эйнштейн носил длинные волосы, чтобы не тратить время на парикмахера. Так же поступал в молодости К.Э. Циолковский. Можно вспомнить и Шерлока Холмса, который считал, что даже переваривание еды отвлекает его от процесса размышлений. Но главное — человек должен победить собственную лень, обыкновенные слабости и страсти. Иначе — уход с «шахматного поля». Огромное число людей творческих смогли дойти только до миттельшпиля и, увы, проиграть его.

Эндшпиль

На этом этапе дело одного человека «обрастает» группой, коллективом, последователями, учениками и… приспособленцами, которые составляют до 90% окружения. Все эти люди будут отвлекать внимание на себя, предлагать свои решения и пути и по сути заменят социум, который боролся с ребенком на этапе дебюта. Если исследователь сумеет противостоять коллективному давлению, он — выиграл.

Постэндшпиль

творческая личность в постэндшпиле Этап, который наступает после смерти Игрока. Да — и после смерти настоящий творец продолжает свое дело, зажигая сердца и умы других, как это и по сей делает автор теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллер. Джордано Бруно принимает героическую смерть на костре и переворачивает мир — нельзя ведь сгореть заживо ради пустой идеи! Толстой и Достоевский и сейчас становятся участниками настоящих — не постановочных! — судебных разбирательств, на которых их обвиняют то в разжигании национальной розни, то в попрании морали… Просто они и сегодня, будучи мертвыми физически, никак не вписываются в мораль обывательскую, ручную и удобную.

Настоящий игрок становится соучастником Творца, он пересоздает этот мир, а потому — бессмертен.

Experimental PsychicПрисоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте» и к каналу в ЯНДЕКС.ДЗЕНЕ!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *