Игра по Г.С.Альтшуллеру, или Процесс становления творческой личности. Часть 1

Говоря о теории развития творческий личности нельзя обойти такое понятие, как игра. Жизнь — игра. Если для подавляющего большинства это сравнение так и остается метафорой — непонятой и неопределенной, — то человек истинно творческий, посвятивший свою жизнь достойной цели, включается в нее сознательно, на правах активного игрока.


Игра творческой личности

Исследуя закономерности решения творческих задач и алгоритмы открытий, Г.С.Альтшуллер, отец теории решения изобретательских задач, Становление и развитие творческой личностине мог не обратить внимания на самих открывателей и изобретателей. Итогом стала теория развития творческой личности, а затем и книга «Как стать гением». В ней автор рассматривает жизнь человека-творца как Игру. К подобному сравнению его привели и собственные наблюдения, и высказывание Роберта Пири — первооткрывателя Северного полюса, назвавшего свою жизнь и движение к цели шахматной партией.

В Игре против творческого человека выступают другие люди, обстоятельства, уклад жизни, стандартное образование — практически все, что окружает его. Бывают в ней и помощники — учителя, родственники, коллеги, случай, однако они скорее из счастливых и редких случайностей.

Игра, по Альтшуллеру, состоит из нескольких условных этапов — дебюта, миттельшпиля, эндшпиля и постэндшпиля (о последних трех мы говорим во второй части материала).

Дебют

Это период выбора Достойной цели. Обычно он приходится на детство и юность. Ребенок, чувствуя живой интерес к определенной области знаний, стремится к самореализации именно в ней, при этом его способы познания, образ жизни уже в столь раннем возрасте заметно отличаются от общепринятых. Вот тут и гибнет — в духовном смысле — большая часть личностей творческих. Внешняя среда — родители, школа, сверстники, обширный социум — настойчиво стремятся сделать ребенка «понятным», «нормальным», т.е. таким, как все.

Что может противопоставить юный человек воинственному стандарту? Самостоятельное чтение и самообразование против шаблонного мышления, спорт — против насилия и насмешек сверстников (кстати, крепкое здоровье в будущем очень пригодится исследователю, т.к. его ждет в прямом смысле тяжелая работа), чудо — против однообразной действительности. Чудом Г.С.Альтшуллер называет встречу с интересным человеком, фактом, книгой, явлением — всем, что сможет поразить ребенка, увлечь его без остатка какой-то идеей.

К примеру, для Н.К.Рериха чудом стало участие в раскопках, на которые его взял археолог Л.К.Ивановский, а для врача Г.А.Илизарова, автора известного ортопедического аппарата, — выздоровление после состояния, близкого к смерти.

Как только путь избран, мощнейшим инструментом в движении становится план, Этапы становления творческой личностибез которого, собственно, и невозможно достижение цели. Гербер Уэллс, служа помощником учителя, все свое время посвящал самообразованию. На стене он закрепил 2 листка, на одном из которых записывал расписание каждого дня, на другом — цели более масштабные — чего он должен достичь через год, два и т. д. На отдых будущий великий фантаст отводил в день 1 час 20 минут!

Дебют признается состоявшимся и выигранным, если юноша или девушка сумели выбрать цель, определить свою творческую задачу в ней и накопить достаточно фундаментальных знаний в избранной области.

Во второй части статьи, посвященной процессу становления творческой личности, будут рассмотрены миттельшпиль, эндшпиль и постэндшпиль.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *