Синдром вахтера

В отличие от многих других разбираемых на нашем сайте явлений и особенностей поведения, синдром вахтера, или синдром охранника, – это не диагноз, а скорее состояние души. И если вас интересует, что делать с синдромом охранника, скорее всего, для вас такая модель поведения не характерна, но вы столкнулись или сталкиваетесь с теми, кто часто к ней прибегает. В этой статье мы разберем, что же это за синдром, кого он охватывает и как можно взаимодействовать с его носителями.


Что такое синдром вахтера

Синдром вахтера — это человек, который слишком активно использует данную ему власть, чтобы возвысить себя в своих глазах и самоутвердиться за счет тех, на ком он может эту власть применить. Чаще всего речь идет о служебных отношениях: Синдром вахтерак коллегам, клиентам, посетителям. Однако также синдром охранника может проявляться и во внерабочей жизни. Порой такое поведение принимает форму излишнего служебного рвения или его имитации, демонстрации собственной важности, откровенного саботажа («вахтеры» опаздывают, зная, что их ждут, преднамеренно не торопятся и задерживают других людей, словесно унижают или поддевают их), заставляют упрашивать себя, вставляют палки в колеса и т.д.

Среди характерных примеров – мелкий чиновник, придирающийся даже к совершеннейшим мелочам в вашем заявлении; хозяйка арендуемой вами квартиры, которая проверяет наличие пыли за стенкой газовой плиты; преподаватель, отказавший принимать экзамен, потому что вы опоздали на 1 минуту. Зачастую такие люди формально действуют полностью в рамках правил, законов и своих полномочий, что частично сближает данное поведение с пассивной агрессией. Однако цели у таких моделей разные: смысл пассивной агрессии – испортить вам настроение и/или заставить конфликтовать. В случае синдрома вахтера речь идет об использовании других людей, чтобы потешить свое эго.

С чем связано такое поведение?

Как правило (хотя и не всегда), люди с синдромом вахтера занимают довольно низкие позиции: это охранники, мелкие чиновники и менеджеры, люди на ресепшене, в регистратуре, приемной и т.д. Отсюда и пошли названия данного синдрома. Фактической власти у них немного (куда меньше, чем им кажется или чем им бы хотелось), однако имеющуюся они используют очень активно. Это помогает им возвыситься в своих глазах, компенсировать проблемы с самооценкой, внутренние конфликты, общую неудовлетворенность жизнью. И такие проблемы/конфликты, скорее всего, действительно есть, ведь самодостаточный, сильный человек с адекватной самооценкой не станет прибегать к подобным приемам.

Не всякий отказ – это синдром вахтера

Следует отличать проявление синдрома вахтера от настоящего служебного рвения, в том числе в тех случаях, когда оно вызвано синдромом отличника, страхом перед руководством, желанием выслужиться. Кроме того, человек, отказывающий вам в просьбе, может иметь на то свои причины, вовсе не связанные с синдромом охранника. Что такое синдром охранникаНапример, фармацевт может не продать лекарство без рецепта, потому что это препарат строгой отчетности, когда рецепт выписывается по специальной форме и должен храниться в учреждении три года. Или, например, буквально вчера охранника отругали за недостаточную бдительность при проверке, из-за чего сегодня ему приходится тщательно смотреть документы. Поэтому никогда не ставьте ярлыки сразу.

Отличить синдром вахтера позволит общее наблюдение за поведением человека и его отношением к другим. Главная цель «вахтеров» – потешить свое самолюбие, доказать свою важность, показать, кто тут самый главный. Поэтому и ведет себя такой человек соответствующее – может быть подчеркнуто надменным, преувеличивать свою роль, упирать на то, что на его тяжелой работе держится вся компания, и т.д. В то же время люди, в силу тех или иных причин слишком рьяно относящиеся к работе, как правило, фокусируются именно на работе, а не себе и вас.

Что делать?

Общение с людьми, подверженными синдрому вахтера, может доставить немало неприятных минут, привести к потере времени и различным неприятностям. Вот несколько советов, как можно взаимодействовать с носителями данного синдрома.

  • Порой, чтобы добиться решения своего вопроса максимально быстро и полно, лучшей тактикой становится подыгрывание. Вы как бы соглашаетесь с ролью «вахтера» в компании и его всемогущей властью в том числе. Например, упомяните, как много значит для вас та задача, с которой вы пришли, и как вы будете благодарны за ее оперативное разрешение. Для некоторых «вахтеров» признание их заслуг в сочетании с капелькой лести становится поводом показать свою великодушие, щедрость и опять-таки власть – и сделать даже больше того, о чем их просили. Другие же подобное признание воспринимают как показатель вашей слабости и как знак, что из вас можно вить веревки. Поэтому будьте готовы отстаивать границы при необходимости.
  • Как бороться с синдромом охранникаТакже можно попробовать внерабочие отношения: поднимите человеку самооценку и настроение с помощью чашечки кофе или другого небольшого «случайного» подарка («Ты случайно не хочешь шоколадку? Мне подарили, а я на диете. Но с твоей-то фигурой сидеть на диете не нужно»). Очень важно при этом, чтобы такие подарки не выглядели манипуляцией и были чем-то [вроде как] от всего сердца. Приходить с кофе, а через 15 минут с работой – не лучшая идея. Попросите этого человека о какой-то не значительной помощи – подержать дверь, дать вам бумажный платок и т.д. Как правило, люди любят роль благодетеля, и если вам помогли в малом, то это повышает шансы, что помогут и в чем-то большем.
  • Другая линяя поведения по отношению к «вахтеру» кардинально противоположна – не поддаваться на провокации и ставить его на место. Такой вариант подходит тем, кто может общаться очень сухо и строго, кого не «пронимают» чужие подколки и кто не боится конфликтов. Вступая в конфронтацию с «вахтером», вы покажете ему, что вы – сильная личность, с которой лучше не связываться и не спорить. В целом негативное отношение в ваш адрес будет обеспечено, зато задачи, с которыми вы приходите, будут выполняться (конечно, если вы сможете поставить «вахтера» на место).
  • Люди с синдромом маленького начальника, как правило, очень не любят, когда свою власть по отношению к ним проявляют начальники побольше. Поэтому в случае явного саботажа со стороны «вахтера» (превышение полномочий, затягивание сроков и т.д.) не стесняйтесь угрожать, что позовете руководство, а в случае необходимости – действительно зовите.

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога

Получить подарок

Поделиться статьей:


Присоединяйтесь к нам:
и


Добавить комментарий

Все комментарии проходят премодерацию. Ваш комментарий появится после проверки

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *