Soft skills: кому они нужны и как их развить

Многие наверняка не раз слышали о том, как в наши дни важны soft skills (софт-скиллс, гибкие или мягкие навыки). Они действительно востребованы на рынке труда, хотя оценить их качественно или количественно довольно сложно. Собственно, хорошо развитые мягкие навыки помогают не только в работе, но и обычной жизни. Итак, что такое soft skills, какими они бывают и как можно их развить? Ответы на эти и другие связанные с гибкими навыками вопросы – ниже.

Что такое soft skills?

Soft skills – социальные и коммуникативные навыки, черты характера и поведение, которые совершенствуют взаимодействие с другими людьми в рабочем процессе. Гибкие навыки противопоставляют жестким (hard skills) – умениям, которые человек приобретает во время обучения или работы. Хард-скиллс специфичны для каждой профессии.

Например, жестким навыком для дизайнера является знание типографики, а мягким – умение услышать и понять заказчика. Для хирурга хард-скиллс – говоря в общем, знания и навыки, связанные с постановкой диагноза и проведением операций, а софт-скиллс – умение общаться с пациентами, слышать его просьбы и проблемы, купировать страхи. И все это важно для качественного выполнения врачом его работы.

В то время как жесткие навыки позволяют успешно выполнять рабочие задачи, мягкие необходимы для создания функциональной рабочей среды.


Кому нужны софт-скиллс?

Soft skills нужны представителям практически любой профессии – предпринимателям, менеджерам, преподавателям, всем, кто работает с клиентами, и пр. Умело взаимодействовать с рабочей средой не менее важно, чем применять профессиональные знания.

Софт-скиллс (soft skills) - что это такоеВы должны уметь договариваться с коллегами, клиентами и партнерами, аргументировать свои позицию и доносить ее до окружающих. Навыки презентации и знание этикета помогут найти, привлечь и удержать клиентов, а способность разрешать конфликты позволят поддерживать хорошие отношения со всеми, с кем вы общаетесь во время работы. В конечном счете, мягкие навыки могут помочь вам обрести уверенность – бесценную черту в деловом мире.

В свою очередь, отсутствие мягких навыков ограничит ваш потенциал, уменьшит карьерные перспективы или даже приведет к краху вашего бизнеса. Развивая сильные лидерские качества, умение работать в команде, коммуникабельность и т.д., вы сможете более гладко управлять проектами и добиваться нужных результатов.

Почитайте также нашу статью про эмоциональный интеллект

Как понять, какие мягкие навыки мне нужно развить?

Чтобы понять, какие гибкие навыки вам нужны, подумайте:

  • Чем особенна ваша профессия, что в ней ценится?
  • Насколько быстро развивается ваша отрасль?
  • Важен ли для вас карьерный рост?
  • Чего вы хотите достичь?
  • Что в вашей работе дается вам с трудом? Мы не берем в расчет сложные рабочие задачи, методики или инструменты и рассматриваем другие аспекты. Например, работа в режиме цейтнота, резкие смены планов, общение с коллегами или клиентами, решение конфликтов.

Ниже мы расскажем об основных soft skills и о том, как их можно развить.

Какие бывают гибкие навыки?

  • Коммуникация. Способные коммуникаторы умеют корректировать тон и стиль речи в зависимости от аудитории, могут мягко убеждать, не навязывая, объяснять сложные вопросы окружающим и т.д. Такие люди в общении способы руководствоваться инструкциям, но также отлично импровизируют. Хорошим навыком общения также является умение слушать. Оно помогает правильно реагировать на обстоятельства, с которыми вы столкнулись.

    Какими бывают гибкие навыкиНе менее важны вербальные и невербальные навыки. Невербальными вы сможете дополнительно показать уверенность в себе, заинтересованность в словах собеседника и пр. (или, напротив, скрыть эмоции, которые вы не очень хотите демонстрировать). Вербальные имеют ключевое значение для развития продуктивных отношений, основанных на сотрудничестве и взаимном уважении. Это также относится и к письменным коммуникациям. Деловое общение также переместилось в онлайн – электронную почту, мессенджеры и пр. Поэтому важно знать почтовый этикет, уметь писать четко и лаконично.

  • Лидерство. Это навык, который вы можете показать, не управляя другими людьми напрямую. Те, кто обладает сильными лидерскими качествами, могут вдохновлять других и вести команду к успеху, вне зависимости от того, являются ли они формальными начальниками или нет. Зачастую лидеров слушают и идут за ними весьма охотнее, чем собственно за руководителями. Вот почему это особенно востребованный навык. На собеседованиях не бойтесь продемонстрировать лидерский потенциал, показав, как вы смогли повлиять на других, чтобы всем вместе успешно выполнить поставленные задачи.
  • Командная работа. Для достижения целей многим так или иначе приходится работать в команде. Чтобы сделать командную работу эффективнее, часто требуется хорошая интуиция и межличностная проницательность, чтобы знать, когда быть лидером, а когда – слушателем. Хорошие командные игроки внимательны к потребностям и обязанностям других.
  • Гибкие или мягкие навыки - какие ониРешительность. Способность принимать быстрые и эффективные решения. Этот навык не равняется безрассудству или импульсивности. Решительный сотрудник быстро предпримет эффективные и продуманные действия, особенно когда на него оказывается давление. Такие люди также берут на себя ответственность за последствия своего решения и могут адаптироваться, когда совершают ошибки. Решительность гарантирует, что возможности не будут упущены в результате длительного анализа или обсуждения, а среди нескольких вариантов будет выбран наилучший.
  • Умение работать под давлением и тайм-менеджмент. Профессиональные задачи могут быть связаны с жесткими сроками выполнения и высокими ставками. Большинство компаний ценят решительно настроенных кандидатов, способных ясно мыслить и отбрасывать стресс. Тайм-менеджмент тесно связан с умением работать под давлением и в краткие сроки. Станьте сотрудником, который грамотно управляет своим временем и правильно расставляет приоритеты.
  • Тайм-менеджмент также весьма полезен и в личной жизни: позволит грамотно планировать дела, расставлять приоритеты. Посмотрите наши советы по составлению списка дел, статьи про матрицу Эйзенхауэра и закон Паркинсона
  • Гибкость. Это качество демонстрирует способность и готовность спокойно и без суеты воспринимать новые задачи и вызовы. Гибкие сотрудники помогают другим там, где это необходимо, быстро адаптируются к внезапным изменениям планов, задач и всем прочим изменениям, способны взять на себя дополнительные обязанности. Сейчас весьма востребованы кандидаты, которые не боятся перемен, открыты ко всему новому, любят учиться и адекватно реагируют на изменения.
  • Разрешение конфликтов и переговоры. Быть искусным переговорщиком – значит, уметь убеждать и оказывать влияние, а также находить решения, способные принести пользу всем сторонам. Аналогично и разрешение конфликтов зависит от способности устанавливать взаимопонимание как с коллегами, так и с клиентами.

Как развить мягкие навыки?

Мягкие навыки развиваются сложнее, чем технические способности, поскольку процесс требует самоанализа и достаточно кропотливой работы над собой, над некоторыми чертами характера, мышлением и пр. Но, безусловно, развитие софт-скиллс и их улучшение, совершенствование с течением времени – более чем реальная задача. Достоинство гибких навыков – в универсальности: они пригодятся вам практически на любой работе и в жизни.

Если вы хотите развить или улучшить свои мягкие навыки, вот несколько советов, которые помогут вам:

  • Займитесь саморефлексией. Честно признайте свои недостатки, хоть это и нелегко. Если вы испытываете трудности, попросите друга или члена семьи помочь вам определить истинные сильные и слабые стороны.
  • Развитие софт-скиллс - советыЗаймитесь обучением. После того как вы определили области, которые вам необходимо улучшить, подумайте, как это сделать. Например, в случае тайм-менеджмента можно обратиться к многочисленным книгам и статьям, выписать полезные советы и методики и применять их. С другими навыками может быть сложнее – например, коммуникативными или гибкостью. Вам смогут помочь офлайн- или онлайн-курсы по развитию софт-скиллс, коучинг и пр.
  • Наблюдайте за другими. Посмотрите на людей, использующих нужны вам мягкие навыки. Проанализируйте их поведение, подумайте, чего из их черт нет у вас и что вы можете у них перенять. Возможно, вы также сможете попросить у них совета или коучинга.
  • Практикуйтесь. Любое умение улучшается с практикой. После того как вы освоили теорию (по книгам, курсам, через коучинг), тренируйтесь! Текущая работа, обучение, самообразование, бытовая сфера – у вас наверняка будет множество возможностей использовать новые навыки и совершенствовать их.

Как продвигать мягкие навыки в резюме или на собеседовании?

  • Изучите компанию, куда вы обращаетесь, и оцените, какие из ваших мягких навыков подходят для организации в целом и для вакансии, на которую вы претендуете.
  • Убедитесь, что вы готовы говорить о своих софт-скиллс на собеседовании и включить их в резюме или сопроводительное письмо.
  • Подготовьте примеры того, как и когда вы использовали гибкие навыки для достижения положительных результатов, и расскажите о них.

На собеседовании продемонстрируйте навыки межличностного общения. Устанавливайте зрительный контакт, пожимайте руки, внимательно слушайте вопросы и уверенно отвечайте на них.

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога

Получить подарок

Поделиться статьей:


Присоединяйтесь к нам:
и


Добавить комментарий

Все комментарии проходят премодерацию. Ваш комментарий появится после проверки

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *