Опросник межличностных отношений
В середине прошлого века американский психолог Уильям Шутц (William C. Schutz) разработал систему, описывающую базовые виды межличностных взаимодействий и поведения в коммуникации с другими людьми. Система так и была названа – Fundamental Interpersonal Relations Orientation (или FIRO, «Базовые ориентации межличностных отношений»). В соответствии с ней был составлен тест FIRO-B, или Опросник межличностных отношений (ОМО). На русском языке он был адаптирован А.А. Рукавишниковым. Ниже мы расскажем подробнее о базовых ориентациях, и также вы сможете пройти тест ОМО онлайн.
Базовые ориентации межличностных отношений по Шутцу
У. Шутц выделил три основных критерия, в соответствии с которыми можно описать, как мы выстраиваем отношения с другими людьми. Данные критерии – фактически наши потребности, которые мы пытаемся удовлетворить посредством общения. Соответственно, тест измеряет показатели по этим трем критериям, и у каждого два подпункта – то, как мы сами себя ведем (выраженное поведение), и то, чего ожидаем от других (требуемое поведение). Таким образом, всего в опроснике 6 шкал. Однако прежде чем переходить непосредственно к тесту, рассмотрим подробнее саму систему базовых ориентаций.
В большинстве своем данные потребности закладываются еще в детстве, в особенности общении с родителями.
Потребность контроля
Выражается в необходимости устанавливать отношения с другими людьми на почве доминирования. В зависимости от желания управлять или быть управляемым выделяют четыре типа личности.
- Социально дефициентный
Такие люди боятся негативного отношения к себе и уверены, что другие не способны понять их чувства. Для них характерен дефицит мотивации к жизнедеятельности и стремлению чего-либо достичь. - Социально чрезмерный
Человек этого типа любит находиться в центре внимания и заводить новые знакомства. Тем не менее в глубине души он боится неприятия со стороны других, поэтому сделает все возможное, чтобы окружающие увидели и выделили его среди коллектива. Иногда это стремление граничит с навязчивостью. - Социально выровненный
В личности гармонично сочетается умение состоять в хороших отношениях с разными людьми и проводить время наедине с самим собой. Такой человек легко устанавливает контакты, ему комфортно находиться в большой или новой компании. Также он может провести несколько дней, не выходя из дома, и одиночество не будет его тяготить. Имеет адекватную самооценку и не зациклен на себе, ему искренне интересно узнавать новое о других людях. - Патологический
Личность замыкается в себе и пытается сбежать от реальности, обустроившись в собственном иллюзорном мире. Часто причиной этого становится неудачный опыт общения, иногда имеет место подверженность психозам, аутизму и пр.
Потребность включения
Заключается в желании налаживать связи с окружающими, взаимодействовать с ними для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Эта необходимость продиктована желанием ощущать себя нужным, вызывать искренний интерес, добиваться признания и в то же время быть уникальным.
Как и две другие, данная поведенческая черта формируется в детском возрасте, на основании семейных связей. Если родители проявляют адекватное внимание по отношению к ребенку, это позитивный опыт. Если они игнорируют его потребности, малыш переживает по поводу своей несостоятельности и ничтожности как личности, и эти переживания, как правило, усугубляются во взрослом возрасте.
В семейных отношениях есть две крайности: когда родитель, не жалея сил, контролирует чадо и не дает ему права выбора и когда ребенку предоставляется абсолютная свобода действий. Может показаться, что вторая ситуация лучше, но это не так. И в первом, и во втором случае малыш боится потерять контроль над происходящим и пытается бороться с данным страхом своими способами. Он либо старается доминировать над другими, либо не приемлет никаких авторитетов.
Потребность включения базируется на создании и поддержании отношений с окружающими, чтобы ощущать себя полноценной личностью. Эта потребность подталкивает к принятию решений. Желание включения может по-разному соотноситься с потребностью в контроле: кто-то стремится властвовать и контролировать других, а кто-то не любит решать проблемы и предпочитает быть ведомым. Также человек может по-разному вести себя с разными людьми.
- Социально дефицентный
Индивид с низким уровнем включения. Уклоняется от общения, стремится дистанцироваться от других, поскольку не хочет слиться с массой. На уровне подсознания такой человек не желает становиться частью коллектива из-за боязни насмешек и непонимания, потому что уверен в своей непримечательности и думает, что не достоин внимания других. - Абдикрат
Это человек, не заинтересованный в том, чтобы контролировать конкретную ситуацию или руководить. Ему сложно принять решение самостоятельно, предпочитает согласиться с точкой зрения авторитетной для него личности. Для него характерно прятать голову в песок и нарушать обязательства, когда на плечи ложится груз ответственности. Абдикраты не выражают враждебность открыто, вместо этого они пассивно сопротивляются: умалчивают об ошибке, тормозят рабочий процесс и т.д. На уровне подсознания не чувствуют себя взрослыми состоявшимися личностями и боятся ответственности. Недоверчивы. - Автократ
Полная противоположность абдикрату. Лидер, склонный доминировать. Любит и умеет управлять людьми. Ощущает потребность контролировать и реализует ее всеми возможными приемами. Как ни парадоксально, несмотря на то что его поведение в корне отличается от действий абдикрата, им руководят те же самые скрытые мотивы и подсознательные страхи: неуверенность в своей способности нести ответственность, боязнь недоверия и скрытого руководства со стороны других. Своими действиями он пытается доказать непререкаемость своего авторитета – самому себе и окружающим. - Демократ
Наиболее гармонично сбалансированный тип личности. Власть и контроль не значат для него ничего особенного. Он уверен в себе и непоколебим при любом раскладе – и когда руководит, и когда выполняет поручения. На уровне подсознания чувствует себя уважаемой персоной, заслуживающей доверие, поэтому не страдает болезненным желанием что-то кому-то доказать и не боится брать дело в свои руки. - Патологический
Данный тип формируется, когда проблемы в области включения переходят в психопатию.
Потребность в аффекте
Также называется потребностью в эмоциях. Реализуется в необходимости близких отношений; подразумевает под собой способность личности любить и ее уверенность в том, что она также достойна любви. Если детство не соответствовало адекватным требованиям эмоционального развития, это может стать причиной формирования страха, и уже во взрослом возрасте человек будет пытаться с ним бороться.
- Чувственно дефицитный
Такие люди имеют проблемы с чувством привязанности, они чуждаются чрезмерной эмоциональной близости и дистанцируются от окружающих. Однако подсознательно хотели бы состоять в теплых отношениях, но не стремятся «открываться», так как опасаются быть отвергнутым. Несмотря на то что в глубине души представитель этого типа хорошо относится к людям, он боится, что его ранят. В итоге может прибегать к следующему приему: вступает в дружеские связи со многими людьми и таким образом избегает необходимости близко подпускать к себе кого-то одного. Эта особенность отличается от страха включения. Так, при страхе включения человек воспринимает себя ненужным и неинтересным, а боязнь аффектации подразумевает мысли о собственной недостойности и неприятности. - Чувственно чрезмерный
Для такого человека очень важно завоевать расположение других. Его беспокоят мысли о собственной ненужности, поэтому он старается получить любовь при помощи полной самоотверженности – располагает людей к себе, любезен. Есть и другой, манипулятивный метод, который заключается в том, что человек окружает себя большим количеством друзей и скрытно контролирует их, чтобы они общались лишь с ним и не заводили новые знакомства. - Чувственно уравновешенный
У таких людей с детства был положительный опыт отношений в эмоциональном плане. Им комфортно в любых ситуациях: и когда нужно продемонстрировать эмпатию и теплые чувства, и когда не следует навязываться. Представителю такого типа не чуждо желание быть любимым и востребованным, но если какой-то конкретный человек не проявляет к нему симпатии, он спокойно примет это как данность. На уровне подсознания уверен в своей привлекательности. - Патологический
У представителей этого типа возникают значительные сложности в эмоциональной сфере, что способно привести к неврологическим заболеваниям.
Пройти тест ОМО
В тесте 54 вопроса, для каждого из которых вам нужно выбрать один из 6 вариантов ответа. Хотим сразу предупредить, что некоторые вопросы наверняка покажутся вам повторяющимися. Однако на самом деле они различаются – либо формулировкой вопроса, либо вариантами ответов.
Расшифровка теста представлена ниже.
Расшифровка результатов теста
По каждой шкале можно набрать от нуля до девяти баллов. Отклонение от средних показателей в большую или меньшую сторону означает, что описанные черты проявляются ярче или слабее:
- 0–1 и 8–9 баллов – максимально низкие и высокие показатели соответственно.
- 2–3 и 6–7 – низкие и высокие оценки;
- 4–5 – пограничные баллы. В действиях личности сочетаются противоречивые тенденции.
Важно помнить, что баллы по шкалам нужно рассматривать в совокупности друг с другом. К примеру, у тестируемого высокие результаты по шкалам А (сфера аффекта) сочетаются с низкой оценкой по шкалам I (сфера включения). Это значит, что такому человеку присуще желание разделять с другими эмоционально-положительные связи, однако при этом он неспособен налаживать контакты и заводить знакомства.
Высокие баллы характерны для личности, которая активно вращается в различных кругах и много общается с людьми. Те, кто демонстрирует такие показатели, искренне интересуются собеседниками и ожидают не меньшего интереса к их собственной личности.
Невысокие баллы означают, что человеку не очень комфортно находиться в компании, поэтому он предпочитает быть сам по себе и избегает общения.
Чем больше значения по шкале, тем сильнее личность стремится к тому, чтобы другие люди хотели общаться с ней, желали находиться в ее компании.
Невысокие показатели получают те, кто предпочитает поддерживать отношения с узким кругом близких и не настроены искать новые знакомства, не испытывают желания быть частью модной группы или общества по интересам.
Высокие баллы свойственны тем, кто стремится доминировать, брать бразды правления в свои руки и решать сложные задачи – как свои, так и чужие.
Невысокие результаты по шкале получают люди, боящиеся принимать решения и всеми силами избегающие ответственности.
Высокие баллы свидетельствуют о потребности в зависимости. Такие люди обычно не действуют сами, а ждут инструкций «сверху»: от родителей, начальства, более решительных приятелей.
Низкие баллы отражают непринятие человеком попыток контролировать его. Такая личность привыкла во всем полагаться на себя.
Высокие результаты показывают стремление к эмоциональным связям с окружающими. Такая личность склонна к проявлению горячей искренней привязанности.
Чем ниже баллы по шкале, тем больше настороженности по отношению к людям и тем сложнее демонстрировать привязанность.
Большое количество баллов означает, что человек нуждается в теплых чувствах и открытости со стороны окружающих.
Небольшие баллы характерны для тех, кто весьма тщательно подходит к выбору друзей, прежде чем начнет доверять чувствам, которые они демонстрируют.
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога
Получить подарокПоделиться статьей:
Присоединяйтесь к нам:
«ВКонтакте» и «Яндекс.Дзен»