16-факторный личностный опросник Кеттелла (тест 16 PF, форма A)

16-факторный личностный опросник Кеттелла (или 16 PF) – один из самых известных в мире психологических тестов. В частности, с ним сталкиваются многие соискатели при прохождении собеседования (в том числе в государственных и силовых структурах). Используется опросник Кеттелла и в других сферах, а учитывая подробность характеристики, которую испытуемый получает в результате прохождения теста, и он представляет большой интерес с точки зрения самодиагностики. Если вы хотите взглянуть на себя со стороны, узнать о себе что-то новое или просто удовлетворить любопытство, что же кроется за обозначением «опросник 16 PF», мы предлагаем вам пройти тест Кеттела онлайн (и, разумеется, совершенно бесплатно). Однако сначала обратимся собственно к опроснику, его особенностям и различным формам.

16-факторный опросник: очерки по истории и методике Р. Б. Кеттелла


Те, кто перед прохождением многофакторного опросника Кеттелла, хотел бы узнать больше о самом тесте и его особенностях, найдут соответствующую информацию под спойлером.

Тест Кеттелла: общая информация

Реймонд Бернар Кеттел – приверженец дифференциальной психологии, автор свыше 50 книг по психологии и нескольких теорий, оказавших существенное влияние на развитие психологической науки и практики. При этом многим он известен именно как создатель 16-факторного личностного опросника. Справедливости ради заметим, что, конечно, Кеттелл разрабатывал этот тест не один, однако именно он руководил соответствующей научной группой. Специалисты отмечают, что Кеттелл – первый психолог, который обратил столь пристальное внимание на факторный анализ как метод психологической диагностики.
В результате исследований Р. Б. Кеттелл выделил 16 независимых факторов, наиболее полно описывающих личность. Собственно, это количество и легло в основу данного теста. Конечно, факторные исследования существовали и до опросника Кеттелла, однако 16 PF впервые объединил столь много характеристик в рамках одного теста. Интересно, что впоследствии другие психологи говорили, что 16-факторный опросник слишком подробен и для полноценной характеристики личности хватит и меньшего числа факторов. Но, на наш взгляд, вот уже более полувековая популярность этого теста и его широкое использование красноречиво свидетельствуют, что если результаты опросника и можно признать слишком подробными, то многочисленных пользователей это не только не останавливает, но и дополнительно привлекает.
В общем и целом вопросы 16-факторного теста Кеттелла составлены таким образом, чтобы охватить большие число различных черт личности. При этом в ходе теста испытуемым предстоит как описать свое отношение к тому или иному явлению или рассказать о типичном для себя поведении, так и решить небольшие задачки на логику.

[свернуть]

Формы теста Кеттелла

На данный момент разработано несколько форм многофакторного опросника Кеттелла. Их многообразие связано не только с последующими адаптациями и доработками «исходных» вариантов, но и с тем, что для испытуемых разного возраста и с разным уровнем образования требовались различные списки вопросов.

Первые формы теста Кеттелла – A и B, состоящие из 187 вопросов, – были опубликованы в 1949-1950 гг. Многофакторный личностный опросник Кетттела 16 PFЧуть позже появились формы С и D, содержащие по 105 вопросов. Все эти варианты рассчитаны на совершеннолетних опрашиваемых со средним или высшим образованием. В начале 1960-х свет увидели формы E и F, где было 128 вопросов. Еще чуть позже возникли варианты этого многофакторного опросника для несовершеннолетних испытуемых – для детей (12-факторный тест) и подростков (14-факторный). Кроме того, существует краткая версия теста для взрослых – 13-факторный тест (соответственно, его краткое название – 13 PF). Он содержит 79 вопросов.

В настоящее время самыми распространенными формами среди взрослых вариаций 16-факторного опросника Кеттелла являются форма A (которую вы найдете чуть ниже) и С (опробовать ее можно на этой странице). Кроме того, у нас представлен подростковый вариант данного теста.

Тест Кеттелла – правила прохождения

Итак, предлагаем вам пройти форму A 16-факторного личностного опросника Кеттелла. На русский язык ее адаптировали А.Г. Шмелевы и др. Как мы уже упоминали, она содержит 187 вопросов (плюс 2 вопроса, касающихся вашего пола и возраста). При ответе на них рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • отвечайте быстро, 16-факторный тест Кеттеллане раздумывая над ответами;
  • как и во всех психологических тестах, в 16-факторном опроснике Кеттелла нет правильных и неправильных ответов, а чтобы результат получился максимально точным, давайте наиболее искренние ответы;
  • старайтесь как можно реже давать «средние» варианты («Не уверен», «Иногда», «Не знаю» и т.д.). Даже если вам не нравятся два других ответа, постарайтесь выбрать тот, что все же ближе, чем другой.

Как и в случае некоторых других подобных тестов, подсчет очков заполненного бланка с вопросами дает так называемые сырые, или первичные, баллы, которые по специальным формулам переводятся в стены. Именно в соответствии с последними и сравниваются результаты в расшифровке. Заметим, что при проведении теста Кеттелла вживую, с психологом, как правило, также составляется профиль личности.

Расшифровка результатов теста Кеттелла представлена ниже под спойлерами. Это 16 основных факторов, 4 вторичных, а также пояснения к сочетанию первичных факторов: из них также можно сделать ряд выводов о личности. Пожалуйста, проходя тест, получив результаты и читая расшифровку, не перезагружайте страницу! В противном случае результаты сбросятся, и тест придется проходить заново.

Тест Кеттелла – форма A, 187 вопросов

Тест Кеттелла (форма А)

Количество вопросов в тесте: 189
Вы ответили на 0% вопросов.

Я хорошо понял инструкцию к этому тесту (см. выше)

Я готов как можно искреннее ответить на вопросы

Я предпочел бы иметь дачу…

Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с встречающимися мне на пути трудностями

При виде диких животных мне становится не по себе, даже если они находятся в надежно запертых клетках

Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов

Я делаю людям резкие, критические и даже саркастические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают

Я предпочитаю классику современной поп-музыке

Если бы я увидел двух дерущихся соседских детей, то я…

В обществе людей я…

По-моему, интереснее быть…

На улице я скорее остановлюсь, чтобы посмотреть, как работает художник, чем стану наблюдать за уличной ссорой

Обычно я спокойно переношу самодовольных людей, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе

Если человек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица

Я считаю, что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости

Я предпочел бы работу…

Я говорю о своих чувствах…

Время от время я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства и не могу сказать, почему

Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват…

На работе у меня больше затруднений с людьми, которые…

Принимая решения, я руководствуюсь больше

Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе друзей и близких

Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу

Разговаривая, я обычно…

Даже если я чем-нибудь сильно рассержен, я довольно быстро успокаиваюсь

При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать…

У меня было…

«Лопата» так же относится к «копать», как «нож» к…

Иногда не могу заснуть, потому что какая-нибудь мысль не выходит из головы

В жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой

Устаревший закон должен быть изменен…

Мне становится не по себе, когда мне приходится работать над чем-нибудь, что требует быстрых действий и результаты этих действий могут повлиять на других людей

Большинство знакомых считает меня интересным собеседником

Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, то…

Я теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания

Я всегда рад оказаться среди людей, например, присоединиться к большой компании, пойти в гости или на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии

В школе я предпочитал…

Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения

Важнее, чтобы родители…

Участвуя в коллективной работе, я предпочел бы…

Время от времени я чувствую потребность заняться чем-нибудь, что требует значительных физических усилий

Я предпочел бы обращаться с людьми вежливыми и деликатными, чем с грубоватыми и прямолинейными

Я чувствую себя униженным, когда меня критикуют на людях

Если меня вызывает к себе начальник, я…

Я считаю, что люди должны очень серьезно подумать, прежде чем отказываться от опыта прошлых веков

Читая что-либо, я сразу замечаю, когда автор произведения хочет меня в чем-то убедить

В средней и старшей школе я принимал участие в спортивных соревнованиях…

Я поддерживаю дома идеальный порядок, все вещи почти всегда лежат на своих местах

Когда я думаю о том, что произошло в течение дня, то нередко чувствую беспокойство и напряжение

Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я разговариваю, интересуются тем, что я говорю

Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть…

В преддверии праздников, например, дней рождения…

«Усталый» так же относится к «работа», как «гордый» к…

Какое из следующих слов не подходит к двум другим

Мои друзья…

У меня есть качества, по которым я определенно превосхожу других людей

Когда я расстроен, я стараюсь скрыть свои чувства от других

Я склонен посещать зрелищные и развлекательные мероприятия

Я думаю, что возможность вести себя непринужденно важнее хороших манер и правил этикета

В присутствии старших по возрасту, опыту и положению я склонен держаться скромно

Мне трудно рассказать что-либо большой группе людей или выступить перед большой аудиторией

Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности, легко могу сказать, где север, юг, восток и запад

Если бы кто-то разозлился на меня…

Встречаясь с несправедливостью, я скорее склонен забыть об этом, чем реагировать

Из моей памяти часто выпадают несущественные детали, например названия улиц, магазинов

Мне могла бы понравиться профессия ветеринара, лечить животных, делать им операции

Я ем с наслаждением и не всегда так тщательно забочусь о своих манерах, как это делают другие люди

Бывают периоды, когда мне ни с кем не хочется встречаться

Иногда мне говорят, что мой голос и внешний вид слишком явно выдают мое волнение

Когда я был подростком и мое мнение расходилось с мнением родителей, обычно я…

Я бы предпочтел самостоятельную работу, а не совместную с коллегами

Мне бы больше понравилась спокойная жизнь, чем слава и шумный успех

Я считаю себя вполне зрелым человеком

Замечания в мой адрес, которые позволяют себе некоторые люди, меня больше расстраивают, чем помогают

Я всегда способен контролировать проявление своих чувств

Работая над полезным изобретением, я предпочел бы

«Удивление» так относится к «необычный», как «страх» к…

Какая из следующих дробей не подходит двум другим

Мне кажется, некоторые люди игнорируют или избегают меня, хотя не знаю, почему

Я стараюсь относиться к людям с добром, но они, в свою очередь, относятся ко мне менее доброжелательно, чем я того заслуживаю

Я категорически против использования нецензурных выражений – они вызывают у меня отвращение и неприязнь

У меня определенно меньше друзей, чем у большинства людей

Я бы очень не хотел быть там, где нет людей, с которыми можно поговорить

Иногда люди считают меня небрежным или легкомысленным, хотя и думают, что я приятный человек

Перед выступлением в присутствии большого числа людей я волнуюсь

Находясь в большой группе людей, я предпочитаю молчать и предоставляю слово другим

Мне больше нравится читать…

Когда мной пытаются командовать, я из принципа делаю все наоборот

Руководитель и члены семьи критикуют меня только тогда, когда для этого действительно есть повод

Мне не нравится манера некоторых людей в магазине или на улице уставиться и бесцеремонно смотреть на другого человека

В долгой дороге я предпочел бы

Я могу громко разговаривать в какой-либо опасной (не для меня) ситуации или способной стать опасной, хотя и понимаю, что это невежливо и даже может привести к нежелательным последствиям

Если знакомые плохо обращаются со мной и не скрывают своей неприязни, то…

Я смущаюсь и теряюсь, когда меня хвалят и говорят комплименты

Я предпочел бы иметь работу…

Я предпочитаю узнавать о событиях в стране и мире…

Мне нравится принимать активное участие в общественной жизни, выполнять общественную работу

Выполняя какую-либо работу, я посчитаю ее законченной только тогда, когда должное внимание будет уделено всем мелочам

Иногда совсем незначительные неудачи очень сильно раздражают меня

Я сплю крепко и никогда не разговариваю во сне

Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интереснее…

«Размер» так же относится «длина», как и «нечестный» к…

АБ так же относится к ГВ, как СР к…

Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно, я…

Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают…

Думаю, обо мне правильнее сказать, что я…

Мне ближе позиция…

Я считаю, что лучше быть осторожным и ожидать малого, чем заранее радоваться и предвкушать будущий успех

Если я задумываюсь о возможных трудностях в своей работе

Я легко осваиваюсь в любом обществе

Когда нужно немного дипломатии и умения убедить людей в чем-нибудь, обычно обращаются ко мне

Мне было бы интереснее

Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, я заявляю ему об этом, даже если это грозит мне некоторыми неприятностями

Иногда я в шутку делаю какое-нибудь дурашливое замечание для того, чтобы удивить людей и посмотреть, что они на это скажут

Я бы с удовольствием работал обозревателем театральных постановок, концертов и т.п.

Если мне приходится долго сидеть на собрании, не разговаривая и не двигаясь, я никогда не испытываю потребности рисовать что-либо и ерзать на стуле

Если кто-то говорит что-то такое, что, как мне известно, не соответствует действительности, я скорее подумаю…

Предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у меня

Мнение, что болезни вызываются психическими причинами в той же мере, что и физическими, значительно преувеличено

Торжественность и красочность должны обязательно сохраняться в любой важной государственной церемонии

Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия

Работая над чем-то, я предпочел бы делать это…

Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе

Зачастую люди слишком быстро выводят меня из себя

Я могу без особых трудностей избавиться от старых привычек и больше к ним не возвращаться

При одинаковой зарплате я предпочел бы быть…

«Лучше» относится к «наихудший» так, как «медленнее» к слову

Какое из сочетаний знаков должно продолжить этот ряд: Х0000ХХ000ХХХ?

Когда приходит время для осуществления того, что я давно планировал и ждал, иногда я чувствую, что не в состоянии это сделать

Обычно я могу сосредоточено работать, не обращая внимания на шум людей вокруг

Бывает, что я говорю незнакомым людям о вещах, которые кажутся мне важными, независимо от того, спрашивают меня об этом или нет

Я провожу много времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы когда-то вместе пережили

Мне нравится совершать рискованные поступки только ради забавы

Меня очень раздражает вид неубранной комнаты

Я считаю себя очень общительным (открытым) человеком

В общении с людьми я…

Я люблю музыку…

Меня больше восхищает красота стиха, чем красота и совершенство оружия

Если мое удачное замечание осталось незамеченным…

Мне бы хотелось вести работу среди несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных на поруки

Для меня более важно…

В турпоездке я предпочел бы придерживаться программы, составленной специалистами, нежели самому планировать свой маршрут

Обо мне справедливо думают, что я упорный и трудолюбивый человек, но успехов добиваюсь редко

Если люди злоупотребляют моим расположением к ним, я не обижаюсь и быстро забываю об этом

Если бы в группе разгорелся жаркий спор…

Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов

Иногда чувство зависти влияет на мои поступки

Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет право настоять на своем

Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает

Меня не выводят из равновесия громкие высказывания окружающих, когда мы вместе участвуем в какой-либо игре

Мне кажется, интереснее быть…

Какое из следующих слов не подходит к двум остальным?

«Пламя» так относится к «жара», как «роза» к слову…

У меня бывают настолько волнующие сны, что я из-за этого просыпаюсь

Даже если многое играет против какого-либо начинания, я все-таки считаю, что стоит рискнуть

Мне нравятся ситуации, в которых я невольно оказываюсь в роли руководителя, потому что я лучше всех знаю, что должен делать коллектив

Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, а не броско и оригинально

Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка

Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что это неправильно

Принимая решения, я обязательно учитываю нормы поведения: что хорошо и что плохо

Мне не нравится, когда люди смотрят, как я работаю

Не все можно осуществить постепенными, умеренными методами — иногда необходимо применить силу

В школе я предпочитал…

Иногда я огорчался из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза без всяких на то оснований

Разговоры с людьми заурядными, связанными условностями и привычками

Некоторые вещи вызывают во мне такой гнев, что я предпочитаю вообще о них не говорить

В воспитании важнее…

Люди считают меня спокойным, уравновешенным человеком, который остается невозмутимым при любых обстоятельствах

Я думаю, что наше общество должно отбрасывать устаревшие привычки и традиции и создавать новые

У меня бывали неприятные случаи из-за того, что, задумавшись, я становился невнимателен

Я лучше усваиваю материал…

Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил

Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен в собственной правоте

Иногда мелочи нестерпимо действуют на нервы, хотя я и понимаю, что это пустяки

Я редко говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже приходится пожалеть

Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества…

Какое из следующих слов не подходит к двум остальным?

«Скоро» так относится к «никогда», как «близко» к слову…

Если я совершил какой-то промах в обществе, я довольно быстро забываю об этом

Окружающим известно, что у меня много разных идей и я почти всегда могу предложить какое-то решение проблемы

Пожалуй, для меня более характерна…

Меня считают очень восторженным человеком

Мне нравится разнообразная работа, связанная с частыми переменами и поездками, даже если она немного опасна

Я весьма пунктуальный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все выполнялось как можно точнее

Мне доставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности и тонкого мастерства

Я принадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты

Я добросовестно ответил на все вопросы

Мой пол

Мой возраст

Расшифровка теста Кеттелла: первичные факторы

Наибольший интерес в составлении профиля личности представляют низкие и высокие (то есть пиковые) результаты. Под высокими баллами подразумеваются баллы от 8 и выше, под низкими – от 0 до 3. Средние баллы, как правило, показывают баланс между двумя противоположными характеристиками (с уклоном в сторону соответствующего полюса, если такой уклон есть). Факторы и расшифровка к ним приведены под спойлерами.

Шкала A: замкнутость – общительность

Обладатели высоких баллов открыты, общительны, с удовольствием идут на контакт: легко знакомятся с людьми, успешно взаимодействуют в малых группах, любят работать в команде. Среди их достоинств – они непринужденны в общении, ествественны, способствуют улаживанию конфликтов. Среди недостатков – бывают излишне доверчивы, легко приспосабливаются к другим людям – насколько, что могут идти у них на поводу. Низкие баллы свойственны тем, кто предпочитает работать самостоятельно, необщителен, скован в завязывании знакомств и поддержании социальных контактов. Таких людей часто называют холодными, отстраненными. Среди их особенностей – они недоверчивы, строги, критичны, зато – склонны к точности.

[свернуть]

Шкала B: интеллект

Несмотря на название шкалы, интеллект, как его понимают в IQ, тут не при чем. Высокие баллы свойственны тем, у кого развито абстрактное мышление и кто быстро соображает. Такие люди легко учатся и, как говорится, схватывают все на лету. Низкие баллы свидетельствуют, что у человека не столь развито абстрактное мышление, а также вербальная культура. На размышления (поиск решений на различные задачи) ему нужно больше времени, чем обладателю высоких баллов.

[свернуть]

Шкала C: эмоциональная нестабильность – стабильность

Люди с высокими баллами эмоционально стабильны, спокойны, выдержаны, даже невозмутимы. Это зрелые личности, с устойчивыми интересами и трезвым, рациональным, объективным взглядом на вещи. Их мало что способно вывести из себя, вплоть до того, что им свойственна некоторая нечувствительность. Обладатели низких баллов, в свою очередь, эмоционально нестабильны: они легко раздражаются, ярко реагируют даже на незначительные вещи или явления – их много что выбивает из колеи. Как правило, для таких людей характерны перепады настроения, они часто меняют интересы. Они могут бежать от проблем и конфликтов, быстро утомляться.

[свернуть]

Шкала E: подчиненность – доминантность

Высокие баллы говорят о доминантной личности. Такому человеку свойственно мыслить самостоятельно, не опираясь на общественное и чье-либо еще мнение. Эти личности напористы, упрямы (вплоть до проявления агрессии), они не привыкли признавать чужой авторитет. Из-за своего поведения могут вступать в конфликты, вести себя как бунтари. Низкие же баллы получают те, для кого свойственна конформность. С общественной точки зрения у таких людей очень много положительных качеств: они мягки, тактичны, любезны, легко идут на уступки, скромны и послушны. С другой стороны, ими достаточно легко управлять, они могут взять на себя чужую вину, часто пассивны и зависимы.

[свернуть]

Шкала F: сдержанность – экспрессивность

Высокие баллы свойственны людям, которые не привыкли сдерживать свои чувства и эмоции. Они ярко выражают то, что чувствуют в данный момент, включая свое отношение к другим – особенно если это хорошее отношение. Они импульсивны, экспрессивны, энергичны, жизнерадостны, как правило, веселы и подвижны. Но в то же время бывают неосторожны, невнимательны и беспечны. Обладатели низких баллов, напротив, чересчур осторожны и предусмотрительны, вплоть до закрытости. Такие люди мало говорят, не любят проявлять эмоции, зато вдумчивы, рассудительны, обязательны. Если личности с высокими баллами беззаботны, то с низкими – пессимисты, часто беспокоятся о том, что может произойти в будущем.

[свернуть]

Шкала G: низкая – высокая нормативность поведения

Высокие баллы по этому фактору свойственны обязательным, ответственным, дисциплинированным людям, которые стараются выполнять свои обещания и придерживаются общественных норм и правил. Такие личности добросовестно выполняют обязанности, настойчиво идут к своим целям – на них, как говорится, можно положиться. Низкие баллы говорят о том, что человек не всегда всегда выполняет данные обещания, не воспринимает общественные нормы как обязательные к исполнению. Такие люди не всегда ответственны и добросовестны, для них важнее «Хочу», чем «Надо». В принципе у них есть чувство долга, но под влиянием других сиюминутных чувств (в том числе лени или желания отдохнуть), оно может уйти далеко на задний план.

[свернуть]

Шкала H: робость – смелость

Тем, кто получил высокие баллы, свойственна смелость, решительность, предприимчивость, активность в достижении целей. Такие люди идут на риск (иногда – неоправданный), принимают неординарные решения, если есть шанс, что они помогут справиться с проблемой (между тем заметим, что обладатели высоких баллов не всегда точно просчитывают последствия своих действий). Такая же смелость распространяется и на социальные контакты: они не стесняются общаться с незнакомцами. Те, у кого баллы низкие баллы, напротив, робкие, осторожные, осмотрительные люди, которые не любят рисковать и испытывают стресс при взаимодействии с незнакомцами. Застенчивы, в компании предпочитают молчать. Зато они очень чутко реагируют на любые опасности и угрозы.

[свернуть]

Шкала I: жестокость – чувствительность

Высокие баллы свойственны чувствительным и, можно даже сказать чувственным, людям. Они впечатлительны, артистичны, эмоциональны (причем спектр их эмоций весьма широк), любят творчество и сами творят. У них отлично развито воображение и есть чувство прекрасного. Они хорошо сопереживают и сочувствуют. Среди отрицальных черт – таких людей считают мечтателями, жеманными, излишне романтичными, мягкими и вследствие этого слабыми. В свою очередь, жестокость обладателей низких баллов не стоит воспринимать буквально. Это не жестокость как таковая, а намного меньшая чувствительность, жесткость, отстутствие эмпации, слабые сопереживания и сочувствие. Такие люди прямы, рациональны, доверяют только логике и рассуждениям, а не интуиции. Среди их отрицательных черт – они могут представляться черствыми, скупыми на эмоции и не понимающими искусство, эстетику.

[свернуть]

Шкала L: доверчивость – подозрительность

Высокие баллы говорят о том, что их обладатель относится к другим если не подозрительно, то как минимум настороженно. Такие люди эгоцентричны, не признают своих ошибок и требуют, чтобы другие следовали их нормам и правилам. Как правило, у них высокое самомнение, они ревнивы и раздражительны. Личности с низкими баллами, напротив, доверчивы, открыты, легко подчиняются авторитетам, не обладают высокими абмициями, а главное – не испытывают зависти и ревности. Это добродушные, терпеливые люди, часто идущие на уступки.

[свернуть]

Шкала M: практичность – мечтательность

Те, кто получил высокие баллы, могут часто слышать в свой адрес, что они мечтатели и витают в облаках. Это творческие люди с хорошо развитым воображением, часто увлечены искусством: либо сами работают в одной из таких профессий, либо просто любят искусство. Они не всегда подчиняются общественным нормам и часто погружены в себя, в свои идеи. Про обладателей низких баллов образно говорят, что это «приземленные люди». Они рациональны, ориентированы на конкретику, реальные (а не абстрактные) задачи. Это надежные и добросовестные люди, которые, тем не менее, могут выглядеть ограниченными из-за ориентации на все практичное. Такие личности привыкли ориентироваться в поведении на общепринятые устои и мораль.

[свернуть]

Шкала N: прямолинейность – дипломатичность

Обладатели высоких баллов, как и следует из названия шкалы, дипломатичны, знают, как вести себя в обществе и как находить общий язык с разными типами собеседников. Такие люди обычно проницательны, изворотливы с общении, могут хитрить, вплоть до того вызывают у визави настороженность. Также они умеют анализировать ситуацию и контролировать действия группы. Низкие баллы свойственны прямолинейным людям: такие не изворачиваются, а предпочитают говорить то, что думают. Они весьма откровенны, но одновременно непосредственны, наивны, иногда лишены такта, плохо чувствуют мотивы других людей, в общении резки и прямы. Про таких часто говорят, что они «простоваты».

[свернуть]

Шкала O: спокойствие – тревожность

Высокие баллы показывают, что их человек за все переживает и обо всем беспокоится. Подобная личность мнительна, испытывает чувство вины, обладает пониженной самооценкой, подавлена (вплоть до депрессии), ранима. К такие баллы часто получают ипохондрики. Кроме того, люди с высокими баллами по этой шкале бывают довольно пессиместичны: они часто прислушиваются к своей интуиции, которая не дает им положительных прогнозов. Несмотря на название шкалы, обладателям низких баллов свойственно не столько спокойствие, сколько беззаботность и самонадеянность. Они уверены в своих силах, энергичны, активны и хладнокровны. Обычно они веселы и не обращают внимания на одобрение и неодобрение окружающих.

[свернуть]

Шкала Q1: консерватизм – радикализм

Высокие баллы свойственны тем, кто любит экспериментировать, искать новые пути и решения и готов ради этого мириться с неудобствами и преодолевать сложности. Это свободолюбивые люди, часто с аналитическим мышлением, которые не всегда следуют устоявшимся правилам, не делают что-то только потому, что так принято, и привыкли все проверять на практике. Обладатели низких баллов, соответственно, консервативны, к новшевствам относятся к подозрением, предпочитают следовать традициям и устоям (если не общественным, то своим собственным). Такие люди, напротив, готовы терпеть трудности и неудобства, лишь бы ничего не менять. Часто они склонны к морализаторству, поучению и чтению нотаций другим. К новым людям также относятся с подозрениями.

[свернуть]

Шкала Q2: конформизм – нонкоформизм

Получившие высокие баллы отличаются тем, что ориентируются на свое мнение, а не мнение окружающих; могут действовать в одиночку, а не с оглядкой на группу. Эти люди самостоятельны, независимы, имеют свою точку зрения на различные вопросы, стремятся к лидерству в своей группе. Низкие баллы свойственны тем, кто больше зависит от своей группы, нуждается в ее одобрении, действует с оглядкой на других, может не иметь собственного мнения, а берет мнение группы. Часто такие люди любят находиться в обществе и не любят проявлять инициативу и самостоятельно принимать решения.

[свернуть]

Шкала Q3: расслабленность – напряженность

Высокие баллы говорят, что их обладатель — человек с развитой волей, целеустремленный, завершает начатые дела. Такой человек контролирует не только себя, своей поведение, но и окружающих, потому что, как правило, он достаточно властный. Низкие баллы свойственны людям со слабой силой воли, которые не умеют или не хотят противостоять желаниям и эмоциям и просто следуют своему настроению (как правило, часто меняющемуся). Такие личности недисциплинированны, могут не доводить дела до конца или не проявлять должной настойчивости, не всегда внимательны к окружающим.

[свернуть]

Шкала Q4: расслабленность – напряженность

Высокие баллы свойственны тем, кого отличает собранность, активность, энергичность, высокий уровень мотивации. Но порой такие люди проявляют раздражительность, агрессию и излишнюю нервозность – так может сказываться накопившийся избыток энергии и напряжения. Низкие баллы говорят о том, что их обладатель не слишком собран, иногда вял, не прочь полениться. Такие люди обычно сохраняют спокойствие, граничащее с безразличием и апатией.

[свернуть]

Дополнения к расшифровке теста Кеттелла – вторичные факторы

На самом деле 16-факторный личностный опросник Кеттелла рассказывает больше, чем о 16 факторах. Помимо первичных факторов (которых действительно 16), тест также дает результаты по 4 вторичным. В тесте они обозначены как F1, F2, F3 и F4. Напомним, что ярче всего о личности говорят высокие (8-10) или низкие (0-3) баллы, а средние значения указывают на середину между полюсами с преобладаением того или иного полюса.

F1 – тревожность

Высокие баллы говорят о высоком же уровне тревоги, причем это может быть как тревога, обусловленная конкретной ситуацией, в которой находится испытуемый в данный момент (она может не иметь отношения к тесту, но, что называется, не выходить из головы), так и общий высокий уровень тревожности (чуть подробнее об этом факторе вам расскажет тест «Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора»). Кроме того, высокие баллы могут сигнализировать о внутреннем дискомфорте, связанном с тем, что человек хотел бы что-то поменять в своей жизни, но не может или не решается. Низкие, но близкие к средним (3-5) баллы свидетельствуют не только о низком уровне тревоги, но и о том, что, скорее всего, человек чувствует в себе достаточно уверенности и сил для того, чтобы достигать поставленных целей. Слишком низкие баллы (0-1) могут говорить о сниженной мотивации.

[свернуть]

F2 – экстраверсия/интроверсия

Высокие баллы свойственны экстравертам (легко идут на контакт, любят завязывать знакомства, общительны), низкие баллы – интровертам (могут испытывать трудности в межличностном общении, не столь легко идут на контакт).

[свернуть]

F3 – чувствительность

Обладатели высоких баллов в большинстве своем быстро принимают решения, не всегда заботясь о последствиях или о полноценном изучении вопроса. Их чувствительность (то есть эмоциональный отклик на различные события, слова, поступки и прочие «раздражители») находится не на самом высоком уровне. Что касается обладателей низких баллов, то у них чувствительность, как правило, высока, и это сближает их с меланхоликами. При принятии каких-либо решений такие личности в большинстве своем предпочитают как следует обдумать действия, прежде чем начать их реализовывать, всесторонне проанализировать проблему, предугадать негативные последствия и максимально обезопасить себя от них.

[свернуть]

F4 – конформность

Данная черта говорит о зависимости от группы – о подчинении ее правилам и указаниям, об инициативности, о том, нуждается ли личность в поддержке и одобрении со стороны группы/общества, и т.д. Те, у кого баллы высокие, как правило, предпочитают следовать своим правилам, не всегда обращая внимание на мнение окружающих. Часто высокие баллы означают, что человек способен и любит проявлять инициативу. Обладатели низких баллов зачастую рассуждают по-другому: они нуждаются в поддержке и подчиняются требованиям социальных групп. Такое поведение для них проще, так как позволяет не принимать собственных решений и не выделяться из толпы.

[свернуть]

Сочетания первичных факторов по тесту Кеттелла

Интерес в расшифровке опросника 16 PF представляют не только сами по себе описания к 16 первичным факторам, но и их сочетания. Так, все факторы можно разделить на четыре блока:

  • блок коммуникативных свойств (факторы А, Н, Е, L, N, Q2);
  • блок интеллектуальных свойств (факторы В, М, N, Q1);
  • блок эмоциональных свойств (факторы С, F, H, I, O, Q4);
  • блок регуляторных свойств (G, Q3).

Рассмотрим некоторые интересные сочетания в рамках этих блоков. Напомним, что под высокими баллами мы понимаем стен 8-10, под низкими – 0-3. Средние результаты, как правило, говорят о балансе между двумя противоположными характеристиками.

Блок коммуникативных свойств

A и H – стиль общения (потребность, инициация)

Высокие баллы по обоим факторам говорят, что перед нами – весьма общительный человек. Он легко устанавливает связи и поддерживает контакты. Как правило, у него много знакомых, но большинство отношений поверхностные, что, впрочем, не заботит и не огорчает такую личность. Для обладателя данного результата не составит проблем выступить перед большой аудиторией (и даже завоевать ее интерес).
Низкие баллы говорят о том, что в отношении количества друзей их обладатель, скорее всего, придерживается принципа «Лучше меньше да лучше». У такого человека может быть совсем немного друзей, но имеющиеся ему по-настоящему близки. По собственной воле инициировать контакты он вряд ли будет, а выступать перед аудиторией для него – большой стресс.

[свернуть]

L и N – понимание других людей

Высокие баллы по обоим факторам свидетельствуют, что такой человек хорошо понимает мысли, чувства, мотивы (в том числе скрытые) других людей и способен менять свое отношение к тем или иным персонам в зависимости от изменяющихся обстоятельств. При этом следствием постоянного (хотя, возможно, и неосознанного анализа окружающих) может стать некоторая напряженность в отношениях, отстраненность, недоверие, навешивание ярлыков.
Обладатели низких баллов далеко не всегда понимают, что в действительности имеют в виду другие своими словами или действиями, и порой это становится причиной разочарований или обид. Вместе с тем, не тратя ресурсы на поиск подтекстов, такие люди более искренне в общении и меняют свое отношение к человеку только под воздействием чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие предательства).

[свернуть]

Е и Q2 – вопросы лидерства

Высокие баллы свидетельствуют о высоком же лидерском потенциале – такой человек склонен подчинять и/или переубеждать, а не подчиняться и/или принимать чужие точки зрения. Имеет собственное мнение по многим вопросам и будет отстаивать его до победного; привык поступать по-своему, даже если с ним не согласились.
Низкие баллы, соответственно, говорят о низком лидерском потенциале – такой человек предпочитает не вырабатывать свое мнение, а соглашаться с чужим (в том числе с новой точкой зрения коллектива, если она вдруг изменилась); не любит принимать решения, если они касаются его одного и тем более группы людей. Личности данного типа проще не вести за собой, а следовать за лидером.

[свернуть]

Блок интеллектуальных свойств

B и M – интеллектуальная ориентация

Обладатели высоких баллов в большей степени ориентированы на абстрактное мышление, у них хорошо развиты фантазия и воображение, они легко находят логические взаимосвязи между явлениями, благодаря чему обычно без проблем справляются с различными отвлеченными задачами. Те, у кого баллы низкие, в большей степени ориентированы на решение практических вопросов. Они активно используют знания, факты, устанавливая в основном причинно-следственные связи.

[свернуть]

N и Q1 – гибкость мышления, быстрота принятия решений

Наивысшую гибкость и быстроту в принятии решений демонстрируют обладатели высоких баллов. Кроме того, как правило, такие люди не боятся экспериментов и творческих, инновационных подходов, а как следствие – и неудач, которые за этими подходами могут последовать. Те, у кого баллы низкие, зачастую затрачивают больше времени на поиск решения, дольше вникают в ситуацию, отрицательно или настороженно относятся к нововведениям и/или необычным способам действий.

[свернуть]

Блок эмоциональных свойств

C и I – чувствительность, реакция на эмоциональное воздействие

Высокие баллы по фактору C и низкие по фактору I говорят, что их обладатель обдает предпочтение разуму, а не чувствам: он склонен к рационализации, реалистичности, а не к восприятию действительности посредством чувств и эмоций. Решая что-либо, такой человек руководствуется логическими доводами.
Соответственно, у тех, кто демонстрирует обратные результаты – низкие баллы по фактору C и высокие по фактору I, – на первый план выходят эмоции. Мир они воспринимают исходя из обуреваемых чувств. При этом их палитра у таких личностей широкая, и сильные эмоции – как положительные, так и отрицательные – способно вызвать даже незначительное событие или явление.

[свернуть]

H и F – отношение к неудаче и рискам

Неудачи встречаются на пути каждого. Как правило, людей, показавших высокие баллы по этим факторам, неприятности и поражения не сбивают с пути. Такие личности отличаются оптимизмом, верят, что все будет хорошо, даже если в данный конкретный момент они потерпели неудачу. Определенным недостатком такого подхода является легкое отношение к риску – способность поставить на кон практически что угодно, не задумываясь о последствиях.
Те же, у кого баллы низкие, к риску относятся настороженно и избегают подобных ситуаций всеми силами. Кроме того, такие люди довольно пессимистичны, склонны задавать вопросы из серии «А что, если…» или излишне все усложнять. Поэтому они предпочитают не рисковать или не делать чего-то вовсе, лишь бы не потерпеть поражение.

[свернуть]

O и Q4 – тревожность

Высокие баллы свидетельствуют о высоком уровне тревожности, причем не только за настоящее или будущее, но и за прошлое. Люди данного типа могут долго переживать по поводу того, что надо было сделать/сказать в той или иной ситуации. Свои силы и возможности они, как правило, оценивают достаточно низко, а даже небольшая проблема или неудача может заставить их опустить руки.
В свою очередь, обладатели низких баллов могут идти напролом: они верят в себя и в то, что у них все получится. Иногда такие люди излишне самоуверены и склонны искать проблемы не в себе, а в других. Так или иначе, в большинстве своем они успешно справляются с встретившимися на их пути препятствиями.

[свернуть]

Блок регуляторных свойств

G и Q3 – способность к самомотивации и самоорганизации

Обладатели высоких баллов, как правило, не испытывают проблем с самомотивацией, в том числе если на пути к цели их постигла неудача. На таких людей можно положиться – они ответственно относятся к своим обязанностям и к тому, что делают для других (даже если речь идет не о работе, а о дружеской просьбе). Такие личности в большинстве своем планируют время (в том числе имеют долгосрочные планы – карьерные, жизненные и т.д.) и предпочитают доводить начатые дела до логического завершения.
Низкий результат говорит, что его обладатель, скорее всего, привык отступать, когда ему попадется на пути значительное (а иногда даже не очень значительное) препятствие. Подобные люди обычно не любят планировать время и не всегда способны здраво оценить свои силы. Кроме того, они не заглядывают далеко вперед, ориентируясь больше на сегодняшний день.

[свернуть]
Experimental PsychicПрисоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте» и к каналу в ЯНДЕКС.ДЗЕНЕ!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *