Этический кодекс психолога: что можно и нельзя
Внимательно относиться к выбору любого специалиста – важно. Особенно, если речь идет о психологе. В статье о том, где и как найти психолога, мы уже затронули несколько основных критериев выбора. Так как в России деятельность психологов не лицензируется, клиенту необходимо четко понимать, что может делать специалист, а что нет. А разобраться в этом поможет этический кодекс психолога.
Существует несколько версий этического кодекса, созданных разными профессиональными организациями. Конечно, во многом документы схожи. Мы опираемся главным образом, на наш взгляд, на самый авторитетный и известный – созданный Российским психологическим обществом.
Психолог должен
1. Уважать права и свободы клиента
- Одинаково уважительно относиться к людям независимо от пола, возраста, национальности, культуры, вероисповедания, языка, социального статуса, сексуальной ориентации и физических возможностей;
- быть беспристрастным и непредвзятым.
2. Соблюдать конфиденциальность
- Не разглашать личную информацию о клиенте без его согласия;
- не искать сведения о клиенте в социальных сетях или спрашивать о нем у знакомых;
- давать клиенту возможность консультации или терапии без присутствия третьих лиц.
3. Иметь добровольное согласие клиента
- Информировать клиента о своих методах работы и возможных рисках или дискомфорте. Клиент должен самостоятельно принять решение и дать согласие на терапию. Это касается также видео- и аудиоконсультаций. Законные представители клиента могут принять решение о его участии в терапии, если по медицинским причинам он не способен сделать это сам.
4. Соблюдать рамки своей компетенции
- Осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте;
- самостоятельно осуществлять работу с клиентом: составлять анкету, тестировать, проводить тренинги и т.д.;
- владеть методами терапии одной из психотерапевтических школ: КПТ, гештальт-терапия и пр.
5. Соблюдать принципы ответственности
- Осознавать специфику взаимодействия с клиентом и вытекающую из этого ответственность;
- прекратить терапию, если действия не ведут к улучшению состояния или представляют риск для клиента.
Психолог не должен
1. Каким-либо образом нарушать конфиденциальность, за исключением случаев, когда это требуется
Конфиденциальность предполагает, что психолог не может подтвердить или опровергнуть даже сам факт работы с клиентом, если кто-то об этом спросит, не говоря уже о деталях терапии. Специалист не может обсуждать любую контактную информацию вне сеанса – имя клиента или демографические данные. Весь терапевтический материал остается между психологом и клиентом.
Существует несколько юридических исключений из этого правила, и специалисты должны опрашивать клиентов об этом до начала терапии. Исключения для нарушения конфиденциальности включают в себя:
- жестокое обращение с детьми;
- жестокое обращение с пожилыми людьми;
- жестокое обращение с зависимыми взрослыми;
- опасение, что клиент может совершить самоубийство;
- опасение, что клиент может совершить убийство.
2. Нарушать границы дозволенного
Эффективная терапия требует надежных физических и эмоциональных границ. Работа психолога часто затрагивает самые интимные подробности жизни. Это уязвимый процесс, и поэтому ограничения так важны.
Границы служат для защиты клиента. Они уважают его автономию, стремятся снизить риск эмоционального ущерба и устранить двойственные отношения. Например, если терапевт также владеет побочным бизнесом и нанимает клиента для выполнения административной работы – это двойственные отношения. К ним же относится оплата бартером (психолог обеспечивает терапию, и за это клиент, например, чинит ему электропроводку или продвигает в соцсетях).
Общие терапевтические границы включают:
- точное время начала и окончания каждого сеанса;
- правила, касающиеся оплаты и пропущенных встреч;
- правила, связанные с прикосновением (например, объятия, пожатие рук);
- соблюдение деловых отношений. Отношения между клиентом и психологом не должны переходить в неформальные. Иными словами, никаких личных переписок/звонков, общения и встреч вне сессий. Никаких консультаций в общественных местах (кафе, бары, рестораны) или походов туда для неформального общения. И уж тем более никаких личных отношений, включая сексуальные.
Психологический этический кодекс подразумевает, что ни под каким предлогом психолог не должен предлагать клиенту алкоголь и наркотики (например, для расслабления и снятия стресса) и, конечно, не должен сам находиться под их воздействием во время сеанса. Также клиента должно насторожить слишком настойчивые предложения пропить БАДы, гомеопатию и иные препараты.
3. Просто давать советы
Клиенты часто обращаются за поддержкой, когда им необходимо принять трудные решения, связанные с отношениями, здоровьем, работой, финансами или личными рисками. Многие также полагают, что к психологам можно обращаться за точным руководством – что делать, что выбрать, как поступить.
Профессионал никогда не дает советы, если только это не касается прямой угрозы жизни и здоровью клиента (например, в абьюзивных отношениях). Смысл терапии заключается не в том, чтобы предложить клиенту готовые решения, а в том, чтобы развить его автономию, научить его самому делать выбор, принимать решения, справляться со сложностями и т.д.
4. Стыдить, обесценивать или осуждать клиентов
Терапия должна ощущаться как инклюзивное и безопасное место. Клиенты должны чувствовать себя защищенными. Они должны знать, что могут поделиться любыми переживаниями и психолог их не осудит и не обесценит. И хотя у всех нас есть личные предпочтения, психолог категорически не должен иметь предубеждений касаемых пола, расы, возраста, сексуальной ориентации и предпочтений и пр. Также специалист не должен подшучивать над клиентом, его эмоциями, переживаниями и пр., принижать их, стыдить за чувства и проблемы.
Профессионал никогда не будет навязывать свою точку зрения относительно жизненных ценностей, поиска пары (или отказа от отношений), рождения детей и по другим вопросам. Не будет осуждать клиента за веру/атеизм, наличие тату и пирсинга, выбор статуса сингл или позицию чайлдфри и т.д. Абсолютно недопустим виктимблейминг – обвинение жертвы в причиненном насилии/преступлении.
Клиенты могут стыдить или осуждать себя или других на сеансах. В таких случаях психолог может предложить поддержку и сострадание. Его задача – предоставить разумные стратегии для изменения этих мыслей и паттернов.
5. Использовать сомнительные практики и методы
Этический кодекс психолога достаточно категоричен относительно используемых методик и практик (и на наш взгляд, абсолютно прав). Так, профессиональный психолог не будет пользоваться непроверенными методиками, лежащими в области оккультных наук, магии, парапсихологии, мифов и недоказанных сентенций. Настоящий специалист не будет утверждать, что клиенту нужно почистить карму, реализовать материнский инстинкт (которого, к слову, не существует), разложить карты таро, исследовать прошлые жизни, отмолить грехи в церкви и т.д.
Насторожить должны обещания мгновенных (или очень быстрых) результатов, особенно для серьезных проблем. Также психологический кодекс отрицательно оценивает якобы психологические техники по пикапу, притягивании женской/мужской энергии, несметных денег, нескончаемой удачи и тому подобные курсы и тренинги.
Если в ходе работы с психологом что-то кажется вам неправильным, скорее всего, это действительно неправильно. Вы всегда имеете право прекратить терапию в любое время и по любой причине. Если ситуация воспринимается вами как неудобная и небезопасная, вы можете обсудить свои чувства со специалистом или просто закончитьработу с этим психологом и начать искать следующего. Хороший психолог наверняка сможет помочь вам с решением вашей проблемы. Главное – найти своего специалиста.
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога
Получить подарокПоделиться статьей:
Присоединяйтесь к нам:
«ВКонтакте» и «Яндекс.Дзен»